Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая


дерссон и Лив Ульман, двух зрелых дам,
в мини-юбках той

поры. Помнится, я слабо сопротивлялся,
но перед сдвоен-

ным женским напором, увы,
не устоял. Промах, незамет-

ный тогда, проявился позднее, как сделанная
симпатически-

ми чернилами запись.


"Страсть" - это своего рода вариация "Стыда".

Фильм раскрывает то, что я, собственно говоря,
хотел ото-

бразить в "Стыде" - скрыто проявляющееся насилие.


В сущности, одна и та же история, но более правдо-

подобная.


У меня сохранился подробный, не лишенный инте-

реса рабочий дневник. Еще в феврале
1967 года там появ-

ляется запись, свидетельствующая о том, что
меня занима-

ет идея о Форе как о Царстве мертвых. По
острову бродит

305



человек, тоскующий о чем-то, что находится далеко-далеко.

По дороге - остановки. Светлые, пугающие, странно воз-

буждающие.

Это и есть на самом деле основной
замысел, своей

тональностью окрасивший позже готовый фильм. Внезапно

идея разрослась во все стороны. Одно время я работал над

сложным сюжетом о двух сестрах: мертвой Анне и живой

Анне. Обе линии должны были перемежаться контрапунк-

тически.

И вдруг в рабочем дневнике 30
июня 1967 года на-

писано: "Как-то утром, проснувшись, я решил похоронить

историю о двух сестрах. Больно уж она объемна, неуклюжа,

неинтересна с кинематографической точки зрения".

Сценария не было, зато имелся
подробный план.

Обе истории отличались длинными диалогами. И когда Ев-

ропейский радиосоюз заказал телевизионную пьесу, пона-

добилась всего неделя, чтобы вычленить "Заповедник" и

создать спектакль. Неудивительно поэтому, что "Заповед-

ник" и "Страсть" тесно переплетены.

Оставшаяся часть операции заключалась
в передел-

ке того, что должно было стать "Страстью". Она продол-

жалась все лето, а осенью начались съемки.

В моих дальнейших записях Царство
мертвых воз-

вращается раз за разом. Сегодня я жалею, что не держался

крепче своего первоначального видения.

Вместо зтого из Царства мертвых
вырос готовый

фильм. И связь со "Стыдом" становилась, между прочим,

все важнее.



В обеих картинах
одинаковый ландшафт, но кон-

кретные опасности "Стыда" в "Страсти"
сделались суб-

тильнее. Или, как стоит в тексте: предостережение скрыва-

ется на изнанке.



Сон в "Страсти" начинается
там, где кончается ре-

306



альность "Стыда". К сожалению, он не
слишком убедите-

лен. Зарезанные ягнята, горящая лошадь
и повешенный

щенок - всего этого и так вполне достаточно
для кошмара.

Грозные ложные солнца во вступлении
уже задали настрое-

ние и тональность.


"Страсть", может, и стала бы неплохой картиной,

если бы не следы времени. Они накладывают
отпечаток не

только на юбки и прически, но и на более
важные, формаль-

ные эпизоды: интервью с актерами и импровизированный

обед. Интервью надо было вырезать. Сцене
обеда следова-

ло придать другую, более четкую форму.


Очень жаль, что я зачастую ударяюсь в боязливую

Предыдущая Следующая