Предыдущая Следующая
дерссон и Лив Ульман, двух зрелых дам,
в мини-юбках той
поры. Помнится, я слабо сопротивлялся,
но перед сдвоен-
ным женским напором, увы,
не устоял. Промах, незамет-
ный тогда, проявился позднее, как сделанная
симпатически-
ми чернилами запись.
"Страсть" - это своего рода вариация "Стыда".
Фильм раскрывает то, что я, собственно говоря,
хотел ото-
бразить в "Стыде" - скрыто проявляющееся насилие.
В сущности, одна и та же история, но более правдо-
подобная.
У меня сохранился подробный, не лишенный инте-
реса рабочий дневник. Еще в феврале
1967 года там появ-
ляется запись, свидетельствующая о том, что
меня занима-
ет идея о Форе как о Царстве мертвых. По
острову бродит
305
человек, тоскующий о чем-то, что находится далеко-далеко.
По дороге - остановки. Светлые, пугающие, странно воз-
буждающие.
Это и есть на самом деле основной
замысел, своей
тональностью окрасивший позже готовый фильм. Внезапно
идея разрослась во все стороны. Одно время я работал над
сложным сюжетом о двух сестрах: мертвой Анне и живой
Анне. Обе линии должны были перемежаться контрапунк-
тически.
И вдруг в рабочем дневнике 30
июня 1967 года на-
писано: "Как-то утром, проснувшись, я решил похоронить
историю о двух сестрах. Больно уж она объемна, неуклюжа,
неинтересна с кинематографической точки зрения".
Сценария не было, зато имелся
подробный план.
Обе истории отличались длинными диалогами. И когда Ев-
ропейский радиосоюз заказал телевизионную пьесу, пона-
добилась всего неделя, чтобы вычленить "Заповедник" и
создать спектакль. Неудивительно поэтому, что "Заповед-
ник" и "Страсть" тесно переплетены.
Оставшаяся часть операции заключалась
в передел-
ке того, что должно было стать "Страстью". Она продол-
жалась все лето, а осенью начались съемки.
В моих дальнейших записях Царство
мертвых воз-
вращается раз за разом. Сегодня я жалею, что не держался
крепче своего первоначального видения.
Вместо зтого из Царства мертвых
вырос готовый
фильм. И связь со "Стыдом" становилась, между прочим,
все важнее.
В обеих картинах
одинаковый ландшафт, но кон-
кретные опасности "Стыда" в "Страсти"
сделались суб-
тильнее. Или, как стоит в тексте: предостережение скрыва-
ется на изнанке.
Сон в "Страсти" начинается
там, где кончается ре-
306
альность "Стыда". К сожалению, он не
слишком убедите-
лен. Зарезанные ягнята, горящая лошадь
и повешенный
щенок - всего этого и так вполне достаточно
для кошмара.
Грозные ложные солнца во вступлении
уже задали настрое-
ние и тональность.
"Страсть", может, и стала бы неплохой картиной,
если бы не следы времени. Они накладывают
отпечаток не
только на юбки и прически, но и на более
важные, формаль-
ные эпизоды: интервью с актерами и импровизированный
обед. Интервью надо было вырезать. Сцене
обеда следова-
ло придать другую, более четкую форму.
Очень жаль, что я зачастую ударяюсь в боязливую
Предыдущая Следующая
|