Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

И наши встречи на-

полнились доверительностью и взаимопониманием.


Итак, я забыл причины, побудившие меня
к созда-

нию "Земляничной поляны".
Когда пришла пора говорить,

мне нечего было сказать.
Загадочное обстоятельство, со



"По ту сторону пролива он видит своих родителей.
Они машут ему


рукой".

26



временем вызывавшее все больший
интерес - по крайней

мере у меня.


Сейчас я убежден, что зтот провал в памяти, зта за-

бывчивость связаны с Виктором
Шестремом. Когда мы ра-

ботали над картиной, разница в
возрасте была велика. Се-

годня ее практически не существует.


Как художник Шестрем с самого начала затмевал

всех. Он создал картину, по значимости
превосходящую все

остальное. Первый раз я посмотрел
ее в пятнадцать лет. Те-

перь я смотрю этот фильм раз в
год, каждое лето, либо в

одиночестве, либо в компании людей
помоложе. И отчетли-

во вижу, какое
влияние, вплоть до мельчайших деталей,

оказал " Возница" на мое профессиональное
творчество. Но

это уже совсем другая история.


Виктор Шестрем был превосходным рассказчиком,

остроумным, увлекательным - особенно
в присутствии мо-

лодых красивых дам... Чертовски
обидно, что в то время

еще не пользовались магнитофоном.


Все внешнее легко восстановить в памяти. Лишь од-

ного я не понимал вплоть до сегодняшнего
дня - Виктор

Шестрем вырвал у меня из рук текст,
сделал его своим, вло-

жил свой опыт: собственные муки,
мизантропию, отчуж-

денность, жестокость, печаль,
страх, одиночество, холод,

тепло, суровость, скуку. Оккупировав
мою душу в образе

моего отца, он превратил ее в
свою собственность - не ос-

тавив мне ни крошки! И совершил
это с независимостью

и одержимостью великой личности.
Мне нечего было доба-

вить, ни единого сколько-нибудь
разумного или иррацио-

нального пояснения. "Земляничная
поляна" перестала быть

моей картиной - она принадлежала
Виктору Шестрему.


Вероятно, весьма знаменательно, что, когда я писал

сценарий, у меня ни на мгновение
не возникла мысль о Ше-

стреме. Его кандидатуру предложил
Карл Андрес Дюм-

линг. Кажется, я довольно долго
сомневался.

=====================================================

К стр. 26

Шестрем Виктор (1879 -
1960) - актер и режиссер. В шведском кино

- с 1912 г. В 1923 - 1930 гг. работал в
Голливуде. У Бергмана снимался

в двух картинах: "К
радости" и "Земляничная поляна". О
Викторе

Шестреме Бергман написал
в "Латерне Магике" (с. 177
- 179).

Фильм "Возница" ("Korkarlen")
(1921) был поставлен Шестремом

по роману Сельмы Лагерлеф.


Дюмлинг Карл Андерс (1898 -
1961) - директор "Свенск

Фильминдустри" в 1942 -
1961 гг. В сборнике "Ингмар Бергман. Ста-

тьи. Рецензии. Сценарии.
Интервью" (М., "Искусство", 1969, с. 93

- 96) напечатано его
предисловие к американскому изданию (1960)

сценариев Бергмана.

===================================================================

Предыдущая Следующая