Предыдущая Следующая
Борг
= И Б = Is (лед)
Borg (крепость). Просто и банально.
Я смоделировал образ,
внешне напоминавший отца, но, в
сущности, то был от начала
и до конца я сам. Я, в возрас-
те тридцати семи лет, отрезанный
от человеческих взаимо-
отношений, отрезающий
человеческие взаимоотношения,
самоутверждающийся, замкнувшийся
неудачник, и притом
неудачник по большому счету.
Хотя и добившийся успеха.
И талантливый.
И основательный. И
дисциплиниро-
ванный.
Я блуждал в тщетных поисках отца и
матери. Поэ-
тому-то заключительная сцена
"Земляничной поляны" не-
сет сильный заряд тоски
и желания: Сара, взяв за руку
Исака Борга, ведет
его на освещенную солнцем лесную
опушку. По ту сторону пролива
он видит своих родителей.
Они машут ему руками.
Вся история пронизана
многократно варьируемым
лейтмотивом: поражения,
бедность, опустошенность, ника-
кого помилования. Каким-то
способом - каким не знаю и
тогда не знал,- но "Земляничной
поляной" я взывал к ро-
дителям: увидьте меня, поймите
меня и - если можете -
простите.
"Виктор Шестрем был превосходным рассказчиком..."
24
В книге "Бергман о Бергмане" я довольно подробно
рассказываю об одной
автомобильной поездке ранним ут-
ром в Уппсалу. Как у меня
вдруг возникло желание посетить
бабушкин дом на Трэдгордсгатан.
Как я, стоя на пороге
кухни, в какой-то
волшебный миг испытал возможность
вернуться в детство.
Это достаточно непритязательная
ложь. На самом деле я
постоянно живу в своем детстве,
брожу по сумеречным этажам,
гуляю по тихим уппсальским
улицам, стою перед дачей
и слушаю, как шумит листва ог-
ромной сдвоенной березы.
Перемещение происходит мгно-
венно. В сущности, я все время
живу в снах, а в действи-
тельность лишь наношу визиты.
В "Земляничной поляне" я без малейших
усилий и
вполне естественно перемещаюсь
во времени и пространст-
ве, от сна к действительности.
Не припомню, чтобы само
движение причиняло мне
какие-либо технические сложно-
сти. То самое движение, которое
позднее - в "Лицом к ли-
цу" - создаст непреодолимые
проблемы. Сны были в ос-
новном подлинные: опрокидывающийся
катафалк с откры-
тым гробом, закончившийся
катастрофой экзамен, прилюд-
но совокупляющаяся жена (этот
эпизод есть уже в "Вечере
шутов").
Таким образом, главная движущая сила
"Землянич-
ной поляны" - отчаянная
попытка оправдаться перед от-
вернувшимися от меня,
выросшими до мифических разме-
ров родителями, попытка, с самого
начала обреченная на не-
удачу. Лишь много лет спустя
мать и отец обрели в моих
глазах нормальные пропорции -
растворилась и исчезла ин-
фантильно-ожесточенная ненависть.
Предыдущая Следующая
|