Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Борг

= И Б = Is (лед)
Borg (крепость). Просто и банально.

Я смоделировал образ,
внешне напоминавший отца, но, в

сущности, то был от начала
и до конца я сам. Я, в возрас-

те тридцати семи лет, отрезанный
от человеческих взаимо-

отношений, отрезающий
человеческие взаимоотношения,

самоутверждающийся, замкнувшийся
неудачник, и притом

неудачник по большому счету.
Хотя и добившийся успеха.

И талантливый.
И основательный. И
дисциплиниро-

ванный.


Я блуждал в тщетных поисках отца и
матери. Поэ-

тому-то заключительная сцена
"Земляничной поляны" не-

сет сильный заряд тоски
и желания: Сара, взяв за руку

Исака Борга, ведет
его на освещенную солнцем лесную

опушку. По ту сторону пролива
он видит своих родителей.

Они машут ему руками.


Вся история пронизана
многократно варьируемым

лейтмотивом: поражения,
бедность, опустошенность, ника-

кого помилования. Каким-то
способом - каким не знаю и

тогда не знал,- но "Земляничной
поляной" я взывал к ро-

дителям: увидьте меня, поймите
меня и - если можете -

простите.



"Виктор Шестрем был превосходным рассказчиком..."

24




В книге "Бергман о Бергмане" я довольно подробно

рассказываю об одной
автомобильной поездке ранним ут-

ром в Уппсалу. Как у меня
вдруг возникло желание посетить

бабушкин дом на Трэдгордсгатан.
Как я, стоя на пороге

кухни, в какой-то
волшебный миг испытал возможность

вернуться в детство.
Это достаточно непритязательная

ложь. На самом деле я
постоянно живу в своем детстве,

брожу по сумеречным этажам,
гуляю по тихим уппсальским

улицам, стою перед дачей
и слушаю, как шумит листва ог-

ромной сдвоенной березы.
Перемещение происходит мгно-

венно. В сущности, я все время
живу в снах, а в действи-

тельность лишь наношу визиты.


В "Земляничной поляне" я без малейших
усилий и

вполне естественно перемещаюсь
во времени и пространст-

ве, от сна к действительности.
Не припомню, чтобы само

движение причиняло мне
какие-либо технические сложно-

сти. То самое движение, которое
позднее - в "Лицом к ли-

цу" - создаст непреодолимые
проблемы. Сны были в ос-

новном подлинные: опрокидывающийся
катафалк с откры-

тым гробом, закончившийся
катастрофой экзамен, прилюд-

но совокупляющаяся жена (этот
эпизод есть уже в "Вечере

шутов").


Таким образом, главная движущая сила
"Землянич-

ной поляны" - отчаянная
попытка оправдаться перед от-

вернувшимися от меня,
выросшими до мифических разме-

ров родителями, попытка, с самого
начала обреченная на не-

удачу. Лишь много лет спустя
мать и отец обрели в моих

глазах нормальные пропорции -
растворилась и исчезла ин-

фантильно-ожесточенная ненависть.

Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz