Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Христос, должно быть, страдал от собствен- ной прозорливости. Я начинаю самым безудержным, сбивающим с толку обра- зом смешивать выдуманное "Я" с моим собственным: Мне надо непременно проникнуть внутрь "Как в зеркале". Найти дверь, за которой ни в коем слу- чае не скрывается никаких тайн. Я обязан во что бы то ни стало избежать блефа и трюков. Я обла- даю всей мыслимой властью, но готов отказаться от нее. Конечно, это не так просто, да и неизвест- но, получится ли. Ведь драматическими акциями ничего не добьешься. Речь все время об эрозии, движении. В тот миг, когда движение прекратится, я умру. Но если прибавить скорость, то ухудшится видимость и ты начнешь сомневаться, в том ли на- правлении едешь. Тут возникает жена, и набросок превращается в историю. Сцены начинают приобретать определенные очертания: Утром второго дня пастор просыпается от того, что кто-то колотит в дверь церкви. Это жена пытается проникнуть внутрь. Она поднимает такой чудо- вищный шум, что он просто-напросто не рискует оставлять ее на улице. Она входит, руки и ноги у нее забинтованы, на лбу рана. Это все ее экзема. Она взволнованна, напугана и в то же время раз- давлена. Эти два человека любят друг друга и да- ют друг другу недвусмысленные доказательства своей любви и привязанности. Но она полностью отреклась. Никакого Бога нет. Поэтому его ожи- дание в церкви должно ей представляться бес- 260 смысленной комедией. Ее страдания очевидны, а решение остаться с ним непоколебимо. И тогда объектом его ненависти становится она. Вечером она уходит, оставив его в состоянии ожесточения. В окна пробиваются лучи багрового солнца. Вокруг все погружено в пугающий сумрак. Совсем тихо, твердым голосом он высказывает свою ненависть к Богу, ненависть к Христу. День гаснет, гулкая тишина. Он укладывается спать под алтарем. Это самая темная ночь, ночь уничтоже- ния. Это пустое, ледяное предвестие смерти, ду- ховной смерти и гниения. Проходит какое-то время. Где-то ближе к Иванову дню я записываю: Мешает бесконечное количество всяких дерьмо- вых дел. Меня мучает совесть, на душе тяжело и уныло. Мой фильм покрывается пылью и грязью. Плохо. Пусть будет так: после богослужения Рыбак с женой заходят к пастору Эрикссону. Жена рас- сказывает пастору о мужниных страхах. Пастор Эрикссон, целиком поглощенный своим гриппом, в ответ говорит о всепобеждающей силе любви. Ры- бак молчит. Жена просит мужа отвезти ее домой, у нее дела, ей надо к детям. Можно ведь вернуться через полчаса или час. Женщина с забинтованными руками - не жена, а любовница. Жена умерла четыре года тому назад. Любовница Мэрта, худая, измученная, оди- нокая женщина, потерявшая веру. Она кипит не- поддельным гневом. К причастию идет из-за люб- ви, чтобы быть поближе к любимому. |