Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
144 жет быть объективировано, то, что располагается в монтажном стыке, то есть непредставимое в мире. Это - промежуток "пустого времени", которое пусто только с точки зрения того типа восприятия, который господствует в данный момент. Однако это " пустое время" некоторым образом структурировано, хотя эти структуры, конечно, теряются под напором жанровых и смысловых канонов. Упоминавшаяся художница называет "пустое время" безмятежным, что само по себе уже достаточно интересно, поскольку в этом чистом прерывании времени она находит некую позитивную составляющую, которую мы обычно игнорируем, считая эту пустоту только негативной. Дело в том, что "пустое время" взывает к открытию иного типа событий, введению новых различий, структурирующих время заново. В кино это и есть то, что было названо "малой технологией". Открыть монтаж в качестве малой технологии значит перестать мыслить его как форму произведения, а обнаружить в нем потенцию к изменению формы восприятия. Итак, можно сказать, что граница документальности в кино проходит там, где господствует "малая технология", то есть способность режиссера перепоручать в какой-то миг свое зрение камере (иному способу восприятия) и не вырезать эти моменты десубъективации при монтаже. Это можно описать примерно так: документальность застает нас в тот момент, когда ничего не происходит, но это "ничего" при этом позитивно, оно притягивает, завораживает. Через него в пространство фильма входит другой, чей закон восприятия не освоен нами, но при этом он носит характер закона, то есть может стать и моим восприятием в том числе. Эффект документальности ("вхождение в присутствие") есть миг, когда мое восприятие перестает мне принадлежать (лишенность завершенной формы), когда оно вынесено в пространство кино, где неизбежно является уже общим восприятием. Конечно, в чистом виде мы не найдем никакого документального фильма в этом смысле. Конечно, в данном случае документальность — теоретическая абстракция, через которую можно показать, в частности, изменение понимания монтажа. Для кино сегодня (а для документального кино особенно) монтаж уже не есть один из элементов киноязыка. Монтаж — перцептивная схема, заложенная в основании кино вообще. Следование 145 эффектам документальности, обнаруживающим "пустое время" другой жизни, жизни, в которой значимость событий изменена, акцент делается уже не на изображении, а на Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 68 Янко Слава (Библиотека £ог1/Оа) || http://vanko.lib.ru 69 образах перехода от одного изображения к другому, то есть собственно кинообразах, — все это позволяет переосмыслить монтаж и другие элементы кино, казавшиеся до этого только техническими, перевести его из языкового пласта в перцептивный. |