Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Базен настолько озабочен этим эффектом кинематографа, настолько пытается анализировать фильмы исходя из этого эффекта, что для него предметы, которые располагаются на переднем плане в качестве фигур, в меньшей степени интересны, нежели все то, что связано с их фоном, делающим из этих предметов кинематографические объекты. Сами предметы -лишь знаки, оболочки пустых форм, смысл которым придается только извне, из атмосферы переживания непосредственного контакта с реальностью. Нельзя сказать, что до Базена теоретики кино не занимались проблемой фона, но именно у него фон становится важной познавательной схемой: здесь вещи освобождаются от навязываемого передним планом значения и тем самым обретают ту нейтральность, при которой восприятие свободно, непредвзято, и открыта возможность усмотрения сущностей.

Можно даже сказать, что "вещь" в кино существует как конкретная вещь только в качестве фигуры ("знак самой себя"3), но никогда вещи не бывают фоном, где они нераздельны, связны и создают то ощущение единства, которое возникает вдруг и соотносимо с той самой реальностью, которая для Базена становится единственной вещью самого кино. Попытки режиссеров проникнуть в пространство, являющееся фоном по отно-16

шению к смыслу киноповествования и изобразительной эстетики фильма, блуждание в этом пространстве и даже его свободная деформация - все это связывается Базеном с реализмом. Не случайно реалистами у него оказываются такие разные кинорежиссеры, как Уэллс, активно "производящий" реальность, и Рукье, ее "фиксирующий". Ведь в конечном счете реальность для него - это всего лишь момент, мгновение "полного ощущения присутствия при совершении события"4, когда и открывается его смысл.

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

7

Янко Слава (Библиотека £огі/Оа) || http://vanko.lib.ru

8

И "присутствие", и "событие" у Базена, как мы видели, тесно связаны с формируемым им особым понятием реальности и, в каком-то смысле, являются для него опорными. Однако здесь требуются некоторые пояснения. Дело в том, что в современной философии "присутствие" и "событие" -очень нагруженные понятия, и невозможно прямое перенесение этих слов, попадающихся нам в лексиконе Базена, на то философское поле, в которое мы его помещаем. (С "реальностью" дело конечно же обстоит таким же образом, но как раз то, что использование этого понятия Базеном имеет феноменологический характер, мы и пытаемся здесь показать.) Да, несомненно, Базену удалось сцепить эти слова в метафизическую связку, и его "ощущение присутствия при совершении события" прочитывается почти как пассаж из Хайдеггера, но если внимательно рассмотреть то, как Базен употребляет эти слова в разных планах, конкретном и метафизическом, то придется признать, что столь точная формулировка скорее исключение, чем правило для теоретического высказывания Базена. Вот пример:


Предыдущая Следующая