Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

6

Янко Слава (Библиотека РоИУРа) || http://vanko.lib.ru

7

образа и подобия, объекта и его изображения, но такая связь изображений, которая имеет форму реальности вне возможного сходства с ней.

Реальность мыслится и описывается Базеном именно как форма. Он концентрирует свое внимание не на каком-то внешнем правдоподобии, а на тех моментах в фильмах, когда, говоря феноменологическим языком, реальность "сама себя показывает". Это происходит тогда, когда мир обнаруживает себя в специфической "переживаемости", которая не имеет психологических характеристик и не является данной восприятию эмпирически, но создает особый эффект вхождения в изображение, освоение изображения как более непосредственной данности, нежели физическая данность окружающего нас мира2. В этот момент "значения" словно уходят на второй план: сюжет, актеры, предметы в кадре - это та фактичность, рассмотрение которой Базен постоянно задерживает, чтобы остаться наедине с тем, что он и называет "реальностью". Но и это для него только предварительная процедура. Открывая каждый раз кинематографический эффект переживания реальности, он затем возвращается к киноматериалу заново, чтобы рассмотреть его как бы с другой стороны, не как изображение, а как то, что воздействует неявно, со стороны фона, из глубины, из незначительных деталей, которые, не читаясь, не участвуя в игре значений, тем не менее создают атмосферу воздействия самой реальности. Это своего рода аналог феноменологического ероспе, которое, конечно же, почти никогда не декларируется в текстах Базена впрямую, однако если обратить внимание на логику его анализа, то очевидно, что именно так, последовательно стараясь отказываться от психологических и эмпирических интерпретаций реальности, посто-15

янно стремясь к достижению реальности как некоторой внутренней формы киноизображения, Базен фактически осуществляет Гуссерлеву программу движения "к самим вещам" (и надо помнить, что эти "сами вещи" у Гуссерля ни в коем случае не совпадают с их физическим обликом, видимостью, а представляют собой те сущности, которые постигаются в результате последовательно проведенной феноменологической редукции, первым этапом которой является именно ероеЬе, воздержание от суждения). В кино, таким образом, реальность постигается, когда приостанавливается чтение фильма, понимание смысла, его эстетическая и художественная ценность. Но, в отличие от других искусств, для проведения подобного рода редукций не требуется теоретическое усилие. Фактически восприятие прибывающего поезда, отплывающей от берега лодки, равно как и заснятое театральное представление, имеют в качестве непосредственной составляющей восприятия этот аттракцион, который можно было бы назвать непосредственностью присутствия здесь и сейчас, то есть переживанием реальности происходящего.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz