Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

оказывается одновременно и субъектом коммунистического общества. Таким образом, киновосприятие оказывается имманентно тому типу общности, которая находится в постоянной динамике становления коммунистической общности, где от речи остается не слово и не молчание (сохраняющие этику целостности, производящие мир индивидуализированных форм), а коммуникация (связь с другим из ситуации недостаточности "я"). От восприятия же сохраняется то, что не может быть закреплено в изображении, потреблено в качестве знака, образа, представления — кинофакт.

Кинофакт как элемент киноправды вводит свою этику, и эта этика, будучи универсальной, тем не менее оказывается не онтологичной. Она несет с собой идею различия и изменчивости (движения, становления), а не единства (образа,

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

41

Янко Слава (Библиотека Fort/Dal || http://vanko.lib.ru

42

представления). И ритм, и монтаж, и многие другие эффекты кинематографической технологии оказываются элементами десубъективации человека и открытия такого типа общности, в которой недостаточность человека не восполняется, а становится позитивной, ибо именно в этой недостаточности обретает себя непотребительское отношение к другому, преодоление систем господства и потребления, формирующее сообщество коммунитарное, или - коммунистическое. Коммунизм предстает перед нами не как общий смысл или общая идея, но как ритмическая соединенность разных изображений, образов, идей, устремлений, движений. И Вертов пытается строить язык кино исходя не из универсальности языка, а универсальности изменчивости, то есть как не принадлежащий традиции буржуазного присвоения вещи, смысла, чувства.

Таким образом, ключевые вертовские понятия, такие как "машина", "движение", "ритм", "правда", "коммунизм" и другие - это не набор случайных слов, метафор. Этика, мировоззрение, теория и киноэксперимент неразрывно связаны друг с другом в его творчестве. Он отрицает искусство за неправду. Он отрицает иерархию правд. Его интересует коммунизм как особая ситуация ("ритм", достигнутый восприятием), где реализовано равноправие, со-существование, совместность различных правд, где не надо доказывать что-либо логически, но достаточно лишь показать. Показать не выделив, не навязав, а указав на одновременность, множественность и совместность фактов, лишь один из которых — человек. 87

Примечания

1. Страницы в скобках указаны по изданию: Вертов Дзига. Статьи. Дневники. Замыслы. М.: Искусство, 1966.

2. Сциентизм вертовской теории, зависимость ее от математики и физики начала века рассматривается в статье А.Майклсон (Michelson A. The Wings of Hypothesis. On montage and the theory of the interval. — In.: Montage and Modern Life: 1919 - 1942. Cambridge, The MIT Press, 1992).


Предыдущая Следующая