Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
уничтожающего пудовкинскую кинематографическую музыку. Что значит знаменитое пудовкинское понятие "время крупным планом" в таком случае? Это значит — показать время не как основу музыкальности, а как результат существования неритмизованной непрерывной музыкальной материи кинематографа, из которого рождается в том числе и понятие времени. К счастью, а из сказанного можно предположить, что и вовсе не случайно, "Простой случай" так и остался неозвученным, и до того латентное время Пудовкина захлестнуло экран, обрело свой материальный эквивалент в монтаже изменчивых длительностей, заставило изображение, ориентированное на гармонические и музыкальные структуры, уступить место образу, формируемому аритмичными ускорениями и замедлениями восприятия. Так Пудовкин, уже выработавший свой подход к кино, оказывается вдруг в русле уже совсем неожиданных и радикальных размышлений, с которых, например, Эйзенштейн и Вертов, каждый по-своему, пытались начинать строить свои модели кинематографа как нового типа восприятия и субъективности. Оба они целиком уже принадлежали эпохе пересмотра классических ценностей. Традиционалист Пудовкин, как видно из его заметок этого времени, напротив, подавлен тем, что понятия, которые он вырабатывал, теперь оказываются неоднозначны, двусмысленны, что только-только обретенный кинематограф гармонии оказывается частным и случайным в мире совершенно новых образов. И если многие (в основном режиссеры, ориентированные на авангардные эксперименты) увидели возможности новой образности уже в немом кино, то для Пудовкина прикосновение к этому опыту связано именно с невозможностью в какой-то момент совладать с изменяющейся ситуацией взаимодействия оптических и звуковых знаков. Здесь уместно привести фрагмент из конспекта, где вполне отчетливо видны все те противоречия, которые пытался осмыслить Пудовкин в этот период. Перед нами в своем роде дневник распада замечательной теоретической машины Пудовкина, одной из частиц той общей мировой гармонии, которая была поставлена под вопрос на рубеже XIX-XX веков в науке, философии, искусстве. Вот какие вопросы стал задавать себе Пудовкин: " Что такое аритмия? «Aritmia» — неверный ритм? Отсутствие ритма? 67 Откуда это может прийти? (Идти от примеров.) С н а ч а л а. Почему взяли в искусство «ритм»? Бороться против отсутствия ритма. Одна сторона неправды. Неправда обнаруживается в аритмии. Связность, слитность естественного движения. Без связности-слитности ритм не обнаруживается. Внутренний ритм обусловлен Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 32 Янко Слава (Библиотека £ог1/Оа) || http://vanko.lib.ru 33 состоянием... переживанием... Внешнее его выражение обусловлено волей. <...> |