Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003

100

Янко Слава (Библиотека £ог1/Оа) || http://vanko.lib.ru

101

существования самого муратовского кинематографа, способом возникновения ее приемов, обнажающих тип видения, который можно назвать именно "советским".

Как это происходит, лучше всего увидеть на примере фильма "Познавая белый свет". В нем, по сравнению с другими фильмами Муратовой, прием выглядит крайне ослабленным, хотя все знаки ее манеры здесь при-215

сутствуют. Все те же речевые повторы, но не столь акцентированные. Тот же "фон", играющий важную роль, но при этом совершенно обычный и даже тогда, когда " странный", то странный в своей обычности. Театрализация и эксцентризм присутствуют, но и они словно введены в некие рамки. Это хорошо заметно на примере, который у Муратовой постоянен — чтение письма. И в "Долгих проводах", в сцене на почте, где героиня вынуждена читать абсолютно "лишний", бессмысленный (для нее и для зрителя) текст чужого письма, и в уже обсуждавшемся эпизоде из "Перемены участи" этот прием был слишком явным. В "Познавая белый свет" героиня Руслановой опять же читает чужое письмо, но этот эпизод прямо не акцентируется. Можно сказать, что в "Познавая белый свет" фоновое пространство советских образов обладает некоторой пассивной аттрактивностью. Здесь воистину господствует разрушенная, утрачиваемая изобразительность, из которой словно не может сформироваться никакой прием. Это касается как камеры, ведущей себя почти свободно, а точнее — неловко, так и света, то и дело попадающего в объектив, "бракующего" изображение; как звука, смешанного с шумами, стирающими человеческую речь, так и характерного блеклого цвета советской пленки. Монтаж прерывает сцены на полуслове, и даже лирическая бетховенская музыкальная тема то и дело фальшивит, дает сбой. Вся эта "ущербность" или изобразительная нехватка высвобождает лиризм рассказываемой истории именно потому, что этот лиризм кажется абсолютно непроизведенным (в его производстве не участвует прием). Он порожден самой реальностью, где обсуждавшиеся ранее элементы микросмерти изображения являются имманентными опыту существования, при котором все эти просчеты, недостатки и разрушения перестали иметь какой-либо негативный характер, но, напротив, через них проявляет себя невидимая повседневность, то самое " советское", для которого Муратова находит аттракцион, выводящий на поверхность этот тип социального опыта.

Вопрос о том, какую реальность открывают фильмы Муратовой, приводит нас к совершенно особому опыту советского, не закрепленному ни в конкретных вещах, ни в знаках, ни в конкретных изображениях. Этот опыт оказывается там, где вещи истлевают, знаки утрачиваются, изображе-216


Предыдущая Следующая