Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
геровский вопрос - один из главных вопросов и для Базена. Поиск ответа на него - это и есть базеновская феноменология кинематографического события. Кинематографическое событие для Базена проявляется тогда, когда мы сталкиваемся с невозможностью редуцировать кино как необходимое условие нашего переживания происходящего на экране. Говоря языком Хайдеггера, "событие - это не то, что имеет место, но явление места <...>, прочерчивание предела, его экспозиция"8. Именно тогда событие восприятия переживается как кинематографическая истина, или - истина, Олег Аронсон. Метакино. © Издательство "Ад Маргинем", 2003 8 Янко Слава (Библиотека РогіУРа) || http://vanko.lib.ru 9 открываемая кинематографом, и только им одним, делает кино еще одним способом утверждения истины при неизбежном одновременно изменении понимания истины. Когда Хайдеггер рассматривает вопрос об истине в живописи, показывая несостоятельность традиционно закрепленной за рационалистической логикой и наукой привилегии на истину, он указывает на разрыв между изображением и его видением. Это и есть событие, событие эстетического восприятия, это то самое "здесь", где благодаря художественному произведению мир открывается в его непосредственности, обнажая структуру существования в мире как здесь-бытие, являющееся началом любого опыта восприятия. В этом опыте истина не достигается последовательным прохождением соответствий, подбором явлений, приближающих нас к неявленному через систему сходств и аналогий. Истина утверждается в момент здесь и сейчас как событие восприятия, событие присутствия, открывающее непосредственность бытия-в-мире. Такие события не располагаются где-то в истории или в пространстве знаний. Они всегда "здесь", в момент, когда дорога вдруг поворачивает, когда в нарисованных башмаках Ван Гога открывается истина, скрытая изображением, - опыт хождения по земле, столь обыденный и незначимый, что кажется недостойным самого слова "истина"9. Событийная истина не кричит, не говорит и даже не шепчет. Она открывается во всей своей непритязательности10. Но именно эти "слабые" истины и формируют то, что обычно не поддается обсуждению - реальность, или, возвращаясь к хайдеггеровской терминологии, открытость бытию11. 19 Что за истины открывает кинематограф Базену? Они столь же незаметны и молчаливы: " Рыбак скручивает цигарку? От нас ничего не будет скрыто, мы увидим всю операцию полностью. Она не будет, как это обычно делается при помощи монтажа, сведена к своему драматургическому или символическому значению"12. Фактически в этом фрагменте из статьи о фильме Висконти "Земля дрожит" зафиксировано: событие равно присутствию, событие всегда событие присутствия. И невозможно говорить о теории Базена без упоминания эпизодов, подобных приведенному выше, на которых он останавливается, потому что понятия в меньшей степени обнаруживаются в его терминологии, нежели в тех микроанализах, где они исполняются. |