Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

шее, что они могут сделать, дабы помешать самолетам достичь своей цели. Однако, когда советский посол предупреждает американцев о том, что у русских есть специальная машина, которая в ответ на ядерную атаку уничтожит на Земле все живое, ситуация начинает казаться безнадежной.

Хорошо снятое, хорошо задуманное и хорошо сыгранное, это кино — шедевр режиссуры. Кубрик использовал черно-белую пленку, когда другие режиссеры еще не осознали ценность этого художественного приема. Внутренняя композиция кадров и мастерское использование света превращают каждый кадр в самостоятельное художественное произведение.

Актерская игра хороша во всех отношениях. Стерлинг Хейден превосходен в роли генерала Риппера. Достаточно вспомнить те несравненные моменты, когда этот персонаж наедине с самим собой рассуждает о фторировании воды и «красной угрозе». Актер подает сумасшествие своего героя с абсолютно невозмутимым лицом, играя в стиле, который сам охарактеризовал как «чистота существования».

Ходят слухи, что Кубрик так и не сказал Слиму Пи-кенсу (пилоту самолета В-52 по прозвищу Кинг-Конг), что будущий фильм представляет собой сатиру, и тот играл совершенно серьезно. Эти слухи — несправедливость по отношению к игре актера. Когда он зачитывает список содержимого неприкосновенного аварийного набора. («Две пары нейлоновых чулок, две пары презервативов... Держу пари, с такой экипировкой любой парень сможет неплохо провести время в Вегасе»), сразу становится ясно, что перед нами мастер наивной комедии.

Джордж Скотт играет генерала Тергисона. Человеку, которому впоследствии предстоит сыграть Паттона,

удалось очень убедительно исполнить эту роль. Педантичная приверженность персонажа военному уставу вынуждает его защищать Риппера и гордиться профессионализмом пилотов, даже если успешное выполнение ими приказа означает крах мира. Эпизод, где он смотрит на президента сверху вниз, при этом бесстыдно вешая тому лапшу на уши, неповторим.

Но первенство в этом фильме, безусловно, принадлежит Питеру Селлерсу, играющему несколько ролей. В-качестве Мандрзйка он приказывает полковнику Гуано разбить автомат для торговли кока-колой ради мелочи, необходимой для совершения звонка президенту, который должен положить конец ядерному кризису: «Вам придется ответить за это перед штаб-квартирой корпорации Coca-Cola в Атланте, штат Джорджия». В роли президента он ведет бурные дебаты со своим советским коллегой, выдавая потрясающие реплики, в том числе легендарное: «Джентльмены, вы не можете здесь драться — это командный пункт!» В роли доктора Стрейнджлава он суетлив и очень символичен («Смотрите, Mein Fuhrer, я могу VA.LK»). А сам персонаж представляет собой жгучий упрек американской ррг',м го-рпи°эт^эяг 'о1 -ческой программы, которые 1 ^пользовали 5ь зш .' ~'ец\> -стских ученых в гонке с Совете' .«і С"югоі", '-^оры" то% их использовал. Интересно, насколько Стоэй^п-спез Сег-лерса зловеще напоминает (" " эжэ~. поадеэщгэ~) ''ч<~-синджера. Я крайне удивле"., <р»с . -,рпо люоей ^Зоатипп на это внимание во время бо^беоо^ооз^-" ? Х^болх-чЭ и американского вмешательства z ' w\.


Предыдущая Следующая