Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В 1963 г. Юрачек дебютирует как режиссер (вместе с Я. Шмидтом) абсурдистской трагикомедией "Кариатида" или "Йозеф Килиан" (Большой пр. на МКФ в Оберхаузене, пр. Симона Дюбрейля в Мангейме, 1964), положив в основу сюжета кар -тины историю человека, взявшего кошку в пункте проката и не смогшего ее вернуть по причине таинственного исчезновения последнего. Поисками исчезнувшего учреждения и занимается герой, пробираясь

* 194*

режиссерская энциклопедия. кино европы

якубиско юрай

по некоему призрачному "кафки-анскому" пространству среди узнаваемых и в то же время незнакомых предметов. Навязчивые мотивы стен, тупиков, никуда не ведущих коридоров и бесконечных пролетов лестниц, по которым совершает свое бессмысленное восхождение и нисхождение человек с бойлером, портреты, транспаранты со старыми лозунгами и гипсовые бюсты забытых партийных лидеров отражают мир тотального абсурда, не имеющего ничего общего с реальными нуждами и желаниями человека. Развенчивая мифы, культивируемые властью, фильм демонстрировал невозможность адаптации человека в жизни, избавленной от всего сознательно человеческого.

Сюрреалистическим юмором отмечен и следующий фильм Ю. "Каждый молодой человек" (1965), где кафкианский абсурд проявляется в естественности, с которой человек принимает извращенность здравого смысла и свою манипулируемость в современной армии. Итоговым не только для творчества режиссера, но и для всего интеллектуального направления "новой волны" становится созданная в разгар чехословацких событий 1968—1969 гг. вольная экранизация третьей книги "Путешествий Гулливера" Джонатана Свифта "Дело для начинающего палача". "Мир, в котором мы живем, неподвластен логике, и разум потерял в нем свой смысл", — пишет в это время Ю. и снимает свой фильм как путешествие героя по собственному подсознанию и подсознанию нации, возводя до степени мифологических событий разочарования личного и общественного опыта. Фильм складывается из не связанных между собой причинно, до определенной степени автономных блоков, открывая зрителю обширное интеллектуальное и эмоциональное пространство для ассоциаций, додумывания и глубоко личных интерпретаций. Обращаясь к исторической и культурной европейской памяти, картина обнажает деструктивные механизмы, которые привели некогда зрелое в культурном, экономическом и нравственном отношении общество на край пропасти.

В оккупированной советскими войсками Чехословакии фильм был оценен как "ревизионистский" и вскоре после выхода из монтажной арестован и "положен на полку". Ю. было запрещено не только работать в кино, но и заниматься какой бы то ни было интеллектуальной деятельностью на официальном

уровне. После подписания им диссидентской Хартии 1977 Ю. вынуждают эмигрировать в ФРГ, где он пишет сценарии "Ситуация волка" (Situace vlka) по рассказам Джека Лондона и "Голем" (Golem) по одноименному роману Густава Мей-ринка (не были экранизированы). В 1989 г. тяжело больной Ю. вернулся из эмиграции и спустя несколько месяцев умер от рака. Его фильмы, пролежавшие на полке 20 лет, снова появились на экране лишь в 1989 г.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz