Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая




"Земляничная поляна": "Лицо Виктора Шестрема, его глаза..."

ность помочиться, опорожнить кишечник,
трепетал от стра-

ха, был готов разразиться слезами, гневался,
боялся, чувст-

вовал себя несчастным, испытывал
ностальгию, становился

сентиментальным и так далее. Таким
образом, из-за этого

не вмещавшегося ни в какие планы
урагана чувств я свои

фильмы не смотрел. Вспоминал же
о них вполне доброже-

лательно, даже о плохих: я сделал все, что
мог, и в тот раз

было по-настоящему интересно.
Ты только послушай, до

чего интересно было именно в тот
раз! И какое-то время я

бродил по залитой мягким светом улице в кулисах памяти.

И вот,
столкнувшись с необходимостью
пересмот-

реть свои картины, я
подумал: теперь-то, когда прошло

уже столько времени - теперь-то
я способен принять этот

эмоциональный вызов. Некоторые опусы
я сразу же отбро-

сил. Их Лассе Бергстрем
посмотрит в одиночестве. Он

же как-никак кинокритик,
человек закаленный, но не

прожженный.

Созерцать результаты
сорокалетней деятельности в

течение целого года неожиданно
оказалось работой на из-

нос, порой невыносимой. Я пришел
к безжалостному и ре-

шительному выводу, что чаще
всего мои фильмы зарожда-

лись во внутренностях души, в моем
сердце, мозгу, нервах,

половых органах и, не в последнюю
очередь, в кишках. Кар-

тины были вызваны к жизни
не имеющим имени желанием.

Другое желание, которое можно
назвать "радостью ремес-



"Сны были в основном подлинные: опрокидыввющийся катафалк
с


открытым гробом..."

ленника", облекло их в образы чувственного мира.

Итак, мне предстояло
указать источники и выта-

щить на свет божий расплывчатые
рентгеновские снимки

души. И сделать это, опираясь на записи,
рабочие дневни-

ки, возвращенные воспоминания и, конечно
же, на мудрый

взгляд и объективное отношение семидесятилетнего
челове-

ка к болезненным и наполовину стершимся переживаниям.

Мне предстояло
вернуться к своим фильмам и про-

никнуть внутрь, в их ландшафт.
Дьявольская получилась

прогулка.

Прекрасный пример
тому - "Земляничная поляна".

На примере "Земляничной поляны"
я могу продемонстри-

ровать коварность моего сегодняшнего
восприятия. Мы с

Лассе Бергстремом смотрели этот фильм
летним вечером в

моем просмотровом зале на Форе.
Копия была великолеп-

ная, меня до глубины души потрясло
лицо Виктора Шест-

рема, его глаза, губы, хрупкий затылок с
жидкими волоса-

ми, неуверенный, ищущий голос. По-настоящему
брало за

душу! На следующий день мы проговорили
о картине мно-

го часов, я рассказывал о Викторе
Шестреме, о наших

сложностях и неудачах, но
и мгновениях контакта и

триумфа.

Следует заметить,

Предыдущая Следующая