Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
После войны Полански поступает вЛодзинскую киношколу. «Мне повезло, — говорил он в 1984 году. — Лодзинская киношкола стала обетованной землей для людей свободных духом». В кино Роман впервые снялся у Анджея Вайды в картине «Поколение» (1955). А после выхода на экран психологической драмы «Нож в воде» (1962) о Поланском заговорили как о мастере со своим взглядом на мир и своеобразным творческим почерком. Следующие две полнометражные картины он поставил в Англии. В «Отвращении» (1965) Полански своеобразно доводил до крайней точки антониониевскую тему отчуждения. У героини (КатринДенев)похоДУ действия нарастал тотальный патологический страх. Полански акцентировал симптомы этого безумия в лучших хичкоковских традициях, обыгрывая детали, зловещие ракурсы, светотени, кошмары сновидений... Во второй английской картине Поланского, «Тупик» (1966), снялась сестра Катрин Денев — Франсуаза Дорлеак. История о том, как раненый бандит вторгся в жизнь владельцев виллы, была рассказана увлекательно и ярко, как сплав иронично-философской притчи и стилизованной гангстерской драмы. Картина получила «Золотого медведя» на Берлинском фестивале. Переехав в Голливуд, Полански женился на кинозвезде Шарон Тейт. Вместе с ней он сыграл в комедийной пародии «Неустрашимые убийцы вампиров» (другое название «Бал вампиров», 1967). Вслед за успехом этой ленты последовал зрительский триумф экранизации сенсационного мистического романа Айры Левина «Ребенок Розмари» (1968) с Миа Фэрроу в главной роли. Поланский открыл целое направление фильмов о современном оккультизме, создал моду на «экранный демонизм». Кроме того, он привнес в картину европейскую культуру и связал мистический жанр с многовековыми философскими поисками в литературе, начиная с мистерии о Фаусте. В Италии «Ребенок Розмари» получил приз «Давид Донателло» за лучший иностранный фильм года. Фильм «Ребенок Розмари» трагически отозвался в собственной судьбе Поланского. Во время одного из его европейских вояжей фанатики из секты Чарлза Менсона, возомнившего себя Сатаной, ворвались на виллу режиссера и зверски убили его беременную (на восьмом месяце!) жену Шарон Тейт вместе с гостями... Через четыре года после похорон жены Роман Полански вернулся в Голливуд. На студии «Парамаунт» он поставил «Китайский квартал» (1974) в традициях классических гангстерских фильмов. В роли умного и коварного злодея Ноэля Кросса, отца главной героини (Фэй Да-науэй), снялся Джон Хьюстон — создатель «Мальтийского сокола», эталонного «черного фильма». Джек Николсон с блеском сыграл роль частного детектива. Картина снималась под шум громких конфликтов. Фэй Данауэй то и дело предлагала переписать ее роль и уделяла повышенное внимание своей внешности. Не обошлось без конфликта и с Джеком Николсо-ном, который во время съемок убежал в гримерную смотреть баскетбольный матч. В результате между актером и режиссером вспыхнула перебранка, закончившаяся тем, что Полански разбил телевизор, а Николсон обозвал режиссера «сукиным поляком» и уехал домой. |