Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
(1916). В 1926 году он уже ассистент режиссера, а еще через год начинает снимать фильмы самостоятельно. Его работы — явное подражание гол- ливудским образцам Снимал Ясудзиро много. Только в 1930 году он выпустил семь картин! Вначале его любимым жанром были сатирические комедии. Редкое чувство юмора молорго Одзу проявилось в «студенческих» лентах «Дни молодости» (1929), Университет-то я окончил...» (1929), «Экзамен-то я провалил... » (1930 Ироническое название картины «Университет-тоя окончил... » стало крылатой фразой в Японии, которую не миновал экономический кризис. А в фильме подчеркивалось, что для юношей, получивших образование, но не имеющих денег и связей, работы нет. Хотя в юности Одзу удачно экспериментировал во многих жанрах, наибольший успех снискали его семейные драмы. Грустные и лирические, окрашенные мягким юмором фильмы «Токийский хор» (1931), «Родиться-то я родится...» (1932), «Повесть о плавучей траве» (1934), «Токийская ночлежка» (1935), «Мать нужно любить» (1934) вводили зрителей в круг повседневной жизни японской семьи, рассказывали о непростых отношениях родителей и детей. После того как Ятония вступила в войну с Китаем, Ясудзиро в течение двух лет служил в армии. Когда же возвратился домой, то получил задание ставить юенные картины, «опираясь наличный опыт». Но Одзу продолжал созывать бытовые драмы. Цензура в это время была очень жесткой. В сценарии картины «Вкус простой пищи» (1939 есть такой эпизод: призывник садится со своей опечаленной женой за скромную трапезу. Цензура указала, что праздничное блюдо из риса с красными бобами было бы более подходящим. Режиссер не подчинился и отложил сценарий до конца войны. Печальной исповгдъю Одзу стал фильм «Был отец» (1942). Смерть отца в апреле 1934 года в возрасте 67 лет явилась для него страшным ударом. Ясудзиро рассказывает простую историю юноши, его учебы, женитьбы... Фильм заканчивается смертью отца. После похорон и кремации сын везет в поезде урну с прахом, но вместо того чтобы согласно обычаю торжественно держать ее в руках, ставит на багажную полку. В этом поступке бы.1 не только сознательный отказ от «героических традиций», но инамек на то, что в годы войны притупляются чувства. «Одзу, — пишет киновед Ивасаки, — хотел показать японцев, которые в то время огрубели, потеряли свой обычный облик, утратили выработанные веками манеры и привычки». Многие были возмущены фильмом, в особенности финальным эпизодом. Вскоре Одзу снова мобилизовали и послали в Сингапур снимать военные ленты. Когда Япония капитулировала, он провел несколько Месяцев в английском лагере для военнопленных. |