Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Когда съемки картины подходили к концу, режиссер получил письмо из Лондона, в котором сообщалось, что на Эдинбургском кинофестивале трилогия о Максиме Горьком отмечена премией Ричарда Уин-нинггона. В 1956 году ЮНЕСКО распространило каталог «28 великих режиссеров», в котором Марк Донской фигурировал рядом с основоположниками советского кино Эйзенштейном, Пудовкиным, Довженко. После трилогии о Максиме Горьком и «Радуги» интерес к Донскому уже никогда не ослабевал. Когда же режиссер сам стал появляться на Западе, писали не только о его новых картинах, но и о странностях, характера этого небольшого роста мужчины с фигурой спортсмена,' слишком подвижного и слишком эмоционально непосредственного для человека, обремененного мировой известностью. Филипп Одикэ делился наблюдениями: «Маленький, нервный, подвижный, Марк Донской краснеет и смеется, декламирует и протестует^ угрожающе потрясает пальцем, потом вдруг погружается в неожиданное!, молчание, глубоко непроницаемое, мрачное. Потом снова голос его поднимается до драматических нот, когда он говорит о Хиросиме, об атомной бомбе, о конце света, и в конце концов становится суровым и нежным, бормочет, рассказывая очередную историю, прибегая к тонкой жестикуляции, как бы воскрешая воспоминания. Марк Донской — это спектакль, он и сам также считает. «Я большой оркестр, — говорит он, Щ где есть и нежные скрипки и суровый контрабас». Вместе с женой, сценаристкой Ириной, Донской пишет сценарий по мотивам рассказов Коцюбинского. Так родился фильм «Дорогой це-4 ной», получивший потом во Франции поэтическое название «Плачущая лошадь». В нем есть эпизод, где страшная, худая, но в прошлом, видно, прекрасная белая лошадь плачет, как человек: ее оскорбил удШ ром плети хозяин. Героев этой картины называют украинскими Тристаном и Изольдой, потому что в ней рассказана трагическая история двух влюбленных, для которых нет счастья, нет жизни вне пределов родной земли. В течение нескольких лет Донской вынашивал замысел фильма, эпиграфом к которому должны были стать слова Юлиуса Фучика: «Дети — это зеркало общества». Наконец он снимает «Здравствуйте, дети!» (1962). Название имело аллегорический подтекст. Все люди — дети земли, всем угрожает одно бедствие — атомная война. Фильму была присуждена Премия мира. Донской представлял «Здравствуйте, дети!» в Японии. Выступал в университетах. В Хиросиме посетил больницу, в которой лечились от лучевой болезни: «Я был потрясен видом этих обреченных людей и как художник и как гражданин, и я дал себе слово — никогда не переставать бороться с угрозой атомной войны». В 1960-х годах Марк Донской занимался созданием дилогии «Сердце матери» (1966) и «Верность матери» (1967), посвященной матери Ленина Марии Александровне. Эпиграфом режиссер взял слова Горького: «Восславим женщину-мать, чья любовь не знает преград. Люди — это всегда дети своих матерей. Без матери — нет ни поэта, ни героя». |