Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Итальянские неореалисты, открыв для себя эти произведения Донского, считали, что немало переняли у него — поэтизацию обыденной жизни, воспарение от бытописательства к высотам романтического восприятия действительности. Внутрикадровый монтаж, глубинная мизансцена появляются у Донского одновременно с Ренуаром и до Уэллса. Режиссер «пишет камерой» и «становится равен романисту» Горькому. Творчество Донского — это творчество, основанное на доверии к человеку. «Мы, — говорил режиссер, — умеем любить, потому что мы убеждены, что каждое человеческое существо содержит в своей душе много добра: нужно только уметь его открыть!» За время войны он поставил четыре картины: «Как закалялась сталь» (1942, по Н.А. Островскому), новеллу «Маяк» в «Боевом киносборнике» (1942), «Радуга» (1944, по повести В Василевской, премия Национального совета кинообозревателей в США, 1946) и «Непокоренные» (1945, по повести Б. Горбатова, премия на МКФ в Венеции, 1946). Фильм «Радуга» — одна из вершин творчества Марка Донского. Героический образ простой украинской женщины-партизанки, а также выразительные образы ее односельчан, широта эпического дыхания придали фильму черты народной трагедии. При создании картины Донскому очень помогли личные впечатления: он видел первые освобожденные от немцев селения Подмосковья, Разговаривал с людьми, которые были под оккупацией. Доиской — поэтичный художник. Жестокая действительность, отраженная в «Радуге», не помешала ему утверждать свои возвышенные Представления о человеке. Посмотрев фильм, президент США Рузвельт Прислал на имя режиссера телеграмму, в которой, в частности, говорилось: «...мы поняли картину и без перевода. Она будет показана американскому народу в подобающем ей величии... » 226 227 В 1947 году Донской создал поэтический фильм «Сельскаяучитель-ница» с Верой Марецкой в главной роли. Раскрывая свой замысел, Донской писал: «Я хотел рассказать в этом фильме о человеческом достоинстве, о том, что жизнь прекрасна и слово «жить» означает «любить жизнь». Жить — это значит работать для счастья других». После фильма «Алитет уходит в горы» (1950, по роману Семушки-на), в котором в полную силу раскрывает свой талант оператор-романтик Сергей Урусевский, Донской вновь обращается к творчеству Горького. Много лет он мечтал поставить фильм по роману «Мать». Шедевр, Всеволода Пудовкина, совершивший триумфальное шествие по экранам мира, ко многому обязывал. Но ему захотелось приблизить свою «Мать» к горьковскому подлиннику. Центральную роль Ниловны Донской поручил бывшей «сельской учительнице», своему большому другу, актрисе Вере Марецкой. |