Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Задача Бунюэля — показать крах и Назарина, и Виридианы как служителей идеи. Как отмечает киновед К. Бейли, «подобно Наза-рину, Виридиана идет своим крестным путем в обратную сторону: если в начале фильма она собирается принести обет вечного целомудрия, то в конце она готова подарить свою девственность — которой несколько раз уже грозила опасность — любому, кто захочет этого». Диктатор Франко приказал уничтожить все копии фильма «Вири-диана»; лишь одна чудом сохранилась в Париже. Картина не демонстрировалась в Испании до 1976 года. Когда «Назарин был показан на Каннском фестивале, Международный католический киноцентр отклонил предложение присудить фильму премию. А в 1961 году, после Показа «Виридианы» на Каннском фестивале, состоялось отлучение БуНюэля от церкви. 206 Еще одна тема, которая всегда волновала и притягивала режиссера, — это загадка двойственной натуры женщины (ангел и дьявол в одноц лице). В знаменитой «Дневной красавице» (1966), поставленной по ро-; мануКасселя, Бунюэль исследует жизнь буржуазки-мазохистки. Главная, героиня Северина (Катрин Денев), которая холодна по отношению щ мужу, утоляет свои неуемные сексуальные желания в часы послеобеденных визитов в бордель. А вечером она снова идеал нравственности. Фильм имел шумный успех. В 1967 году в Венеции после получе-, ния «Золотого льва св. Марка» Бунюэль заявил: «Испания повлияла на; мое идеологическое и творческое формирование в той же мере, в какой земля питает и взращивает дерево, но что касается культуры, щ многим обязан Франции, где познакомился с сюрреализмом». До кон-, ца жизни он считал сюрреализм важнейшим фактором своего формирования. Хотя Бунюэль и заявлял, что после «Дневной красавицы» уйдет на покой, он поставил еще пять картин. Первая из них, «Млечный путь» (1969), посвящена истории ересей католической церкви. Режиссер давно вынашивал замысел фильма, но! только в 1967 году он вместе с Жан-Клодом Каррьером, изучив предварительно множество книг и справочников по ересям, написал сценарий. По словам вышеупомянутого Ж.-К. Каррьера, Бунюэль «надеялся, что этот фильм о ересях ускорит возникновение новых ересей,-которых мы все ожидаем с нетерпением», и будет способствовать расколу церкви. В снятом в Толедо фильме «Тристана» (1970) режиссер вновь анализирует положение женщины-буржуазки в обществе, мотивы ее поведения. Главную роль сыграла Катрин Денев. «Скромное обаяние буржуазии» (1972) и «Призрак свободы» (1974) вместе с фильмом «Млечный путь» составили своеобразную трилогию или, по определению самого Бунюэля, «средневековый» триптих: «Одни и те же темы, подчас те же фразы встречаются во всех трех картинах». |