Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В звуковом продолжении фильма о диктаторе «Завещание доктора Мабузе» (1933) Фриц Ланг вложил фашистские лозунги в уста негодяев. Впрочем, в этой картине политически нейтральный художник не ставил перед собой задачу разоблачать фашизм. 28 марта 1933 года состоялась встреча Ланга с доктором Геббельсом. Со слов режиссера известно, что Геббельс лишь вскользь отметил свое неудовольствие «Завещанием» и весьма пространно выразил восхищение «Метрополисом». Причем не только свое, но и фюрера. Много позже на страницах нью-йоркской газеты «Уорлд телегрэм» от 16 июня 1941 года Фриц Ланг вспоминал: «Геббельс сообщил мне, что несколько лет назад они с фюрером видели мой фильм «Метрополис» и Гитлер тогда сказал, что хочет поручить мне постановку нацистских картин». Фриц Ланг поблагодарил за оказанную честь и в тот же вечер, бросив имущество, сбережения и жену, вступившую вскоре в нацистскую партию, уехал во Францию. Так начались годы добровольного изгна- 132 133 ния, годы странствий великого режиссера. Тем временем цензура официально запретила демонстрацию «Завещания доктора Мабузе» в Гер мании. В 1934 году Фрий Ланг по приглашению руководителя студии «МГМ» приехал в Америку. В течение двух лет он писал и предлагал студии сценарии, но каждый раз получал отказ. Лишь в 1936 году ему удалось получить согласие на постановку фильма «Ярость». Это была картина, основанная На реальных событиях, происшедших в окрестностях Сан-Франциско в 1930-е годы. Спровоцированная толпа обывателей провинциального городка осаждает и поджигает тюрьму, где заключен подозреваемый в, похищении детей совершенно невиновный человек. Режиссера интересовала прежде всего психология толпы, когда спокойные и даже добродушные люди превращаются в потенциальных убийц. Критики моментально признали фильм шедевром, но это не облегчило положение Ланга в Голливуде. Следующий его фильм — «Живешь только раз» (1937) — был посвящен горькой судьбе бывших заключенных, которые пытаются начать жизнь заново, но в этом им мешает общество. Картина получилась тяжелой, мрачной, не свободной от мелодраматизма и сентиментальности. В США Фриц Ланг поставил два с половиной десятка картин. Он заметно расширил свою жанровую палитру. Снял, например, несколько блестящих вестернов. Среди них — «Возвращение Фрэнка Джеймса» (1940) и «Ранчо «Дурная слава» (1952). Как только в Голливуде началось производство антифашистских детективов, Ланг одним из первых воспользовался этой возможностью. В «Охоте на человека» (1941) он показал героя, пытавшегося убить Гитлера. Смельчак спасается не столько благодаря традиционным счастливым поворотам действия, сколько благодаря особенностям своего характера — терпению, спокойствию и даже своеобразному стоицизму. |