Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Скучно. Диалоги все
предсказуемы. - Ну раз ты такой
гений, напиши сам. - Пожалуйста. Завтра
принесу. - Нет, ты сейчас,
здесь сядь и напиши. За пятнадцать минут
он написал страницу. Я прочитал: - Гениально! Я понял, что он мне
на картине нужен, выписал его в Калинин, где мы снимали. С утра говорил ему: 159 - Рудик, сейчас будем
снимать вот эту сцену. - Давай! Говори чего
надо. Пока я ел, он прямо
на холодильнике чиркал на бумаге -тексты были всегда замечательные. Но, думаю,
что по природе своей он больше художник, чем сценарист. Когда нам с Мережко
не удалось написать «Дом дураков», сценарий, задуманный в 1995 году, я
пригласил Тюрина набросать либретто сценария. С либретто он не справился, но
принес мне пачку рисунков: - Вот это Жанна. Вот
это гимнастика в сумасшедшем доме. Рисунки были чудные,
в примитивистском духе. Я начинал с ним
многие сценарии - ни разу не получалось. Начинал «Рахманинова», начинал
«Тристана и Изольду». Его все время уводило куда-то в сторону. За работу он
принимался со всей серьезностью, потом то ли начинал пить, то ли просто ему
надоедало. Где-то на десятой странице «Тристана и Изольды» французские герои
начинали крыть русским матом, облеченным в стихотворные размеры: «Ах, вы
б...и, проститутки, — песочил придворных король Марк, - но со мною плохи
шутки...» - Рудик, зачем ты мне
это пишешь? - Так, для юмора. - Ничего себе юмор! У
тебя тут семьдесят страниц такого юмора. Печатать не надоело?.. Таков характер. Ни с
кем ужиться он не может. Женился, разводился, поддерживал семьи, но жить мог
только один. По вечерам всегда мыл пол. Говорил: «Не могу работать, если пол
грязный». Он, конечно, герой Платонова, Булгакова и Ерофеева. И, может быть, по
таланту того же калибра. Художник исключительной тонкости, обутый в портянки,
застегнутый в ватник, перепоясанный веревочкой. С него я написал одного из
сумасшедших в «Доме дураков». 160 ЛЮДИ «СИБИРИАДЫ»
Начиная с «Аси
Клячиной» у меня на картинах были очень хорошие помощники. Мне на них везло.
Жора Склянский, подрабатывавший на жизнь в ассистентском качестве на «Асе»,
сейчас профессор во ВГИКе. Про Каныбека, приведшего на «Дворянское гнездо»
Рустама Хамдамова, я уже рассказывал. Обязательно на каждой
картине были два студента-практиканта, которые, даже не получая зарплаты,
старались сделать что-то полезное. Это всегда было кстати - рук не хватало. Когда я стал
спрашивать, кого из талантливых вгиковских ребят пригласить ассистентом на
«Сибириаду», мне посоветовали студента режиссерского курса Сашу Панкратова Так он появился у нас
в группе. Человек жизнерадостный и наивный. Я ему дал задание прочитать
сценарий и придумать для фильма что-то интересное. Идеи били из него фонтаном,
они были по-своему кинематографичны, но для фильма не годились. Примерно так
же, как мои идеи были совершенно чужими для де Сики. |