Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Даже зная обо всем
этом, все равно обидно было остаться без «Золотой пальмовой ветви» -
«Сибириада» была для меня мостом ТУДА. Хотя для Ермаша и Гран-при спесиаль был
спасением. Я знал, что кончу
картину и уеду. Я не получил бы работу в Америке, если бы не эта картина.
Помню, какой восторженной была реакция после просмотра в Голливуде у Ширли
Мак-Лейн, Джона Войта, Уоррена Битти. Совсем недавно позвонил Арман Ассанте,
снимавшийся у меня в «Одиссее». Он впервые увидел «Сибириаду», сказал, что
плакал, когда смотрел. А картине уже двадцать лет. Тогда же, когда я был
в Канне членом жюри, ко мне подошла француженка Лиз Файоль: - Господин
Кончаловский, хочу предложить вам работу на Западе. Не согласитесь ли вы
написать сценарий? Для меня это был
подарок. Я заключил контракт, пусть противозаконно, но мне было уже наплевать.
Я еще не кончил «Сибириаду», не проживал постоянно на Западе, и единственным
моим работодателем по советским законам могло быть советское государство.
Итогом этого контракта стал сценарий для Симоны Синьоре «Я послала письмо 154 своей любви», который
потом поставил израильский режиссер Моше Мисраи. Когда Симона работать
со мной отказалась (ей нашептали, что я - агент КГБ), мы с продюсером поехали
пристраивать сценарий в Америку. Там я познакомился с Сильвет Демез, милой
миниатюрной француженкой с огромной копной золотых волос. Сильвет работала в
дирекции Каннского кинофестиваля. Когда пришла свеженапечатанная 70-мм копия
«Сибириады», ее нужно было проверить. Зал был свободен только ночью. Я взял
бутылку шампанского, под мышку- свою симпатичную француженку (она была
маленькая-маленькая) и отправился в фестивальный дворец. Я уже был прилично
пьян, когда в зале появился Ермаш. Он приехал на фестиваль, очень нервничал. - Андрей! А я смотрю кино,
впервые на гигантском экране. Совершенно иное ощущение. - С кем это ты? - Это моя знакомая. - Понятно. И до четырех утра мы
втроем смотрели картину. Пили шампанское. Просмотр был очень приятный.
Обещающий. «Не может быть, -
думал я, - чтобы с таким фильмом - и пролететь!» Но это случилось.
Точно так же, как много позже случилось и с Никитой, который рассчитывал на
«Золотую пальмовую ветвь» за «Утомленные солнцем», а получил тот же Гран-при
спесиаль. Фестиваль. Какой это
праздник! Тем более для советского режиссера. Как мечтают все поехать на
фестиваль! Как дерутся, чтобы попасть на него хотя бы в туристской группе, уже
не говорю, чтобы повезти картину! И сколько всего происходит за кулисами этой
праздничной тусовки, ничего общего с искусством не имеющего. Или имеющего
все-таки, но очень мало. Борьба жесточайшая. 155 Каждый из участников
(исключения так редки!) уверен, что его картина заслуживает первой премии. Мало
тех, кто способен объективно себя оценить, понять свои шансы. В этом выражение
естественного возвышающего самообмана. Но даже если ты и получил вдруг главную
премию, она - все тот же возвышающий обман. Нет и никогда не будет единой
шкалы, по которой можно измерить, какой фильм лучше других. Это не спорт, где
фотофиниш покажет, кто первым порвал ленточку. Решают люди, а они пристрастны,
бывает - предвзяты, бывает - корыстны... |