Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Замечательно сыграли
свои роли Ира Купченко, Ия Саввина, Саша Збруев, Смоктуновский, Женя Киндинов.
Вообще в картине подобралось немало интересных персонажей. Перелистывая старые
рабочие записи, все время натыкаюсь на пометки типа: «главное -
одухотворенность лиц», «нужны лица, излучающие свет». По этому принципу подбирались
все актеры, даже те, кто лишь на мгновение должен был промелькнуть среди
многих лиц арбатского двора. Вот еще запись: «Двор. Все - свои, родные. Одна
семья». Я хотел добиться
ощущения душевного единения, при котором не может быть печальных конфликтов
между соседями, неизбежных в любом коммунальном общежитии. Хотелось создать
ощущение единого организма, полной открытости людей друг другу. Трубач,
играющий по ночам на трубе, никогда не воспримется этими людьми как хулиган,
мешающий спать. Он член их семьи, для них его труба - голос Высшей
необходимости. Он сообщает им свою радость и боль сердца, а это - их радость и
их боль. Целый ряд персонажей
двора у меня, кажется, получился. Фотограф, которого сыграл журналист Гриша
Цитриняк. Он появляется всего-то на считанные секунды, но в нем - точный
характер дворового активиста, энтузиаста-самоучки, работающего где-то вблизи
на углу, в заштатном ателье. Получился матрасник, сыгранный поэтом Николаем
Глазковым. Старуха, повторяющая: «Ах, дети, дети, как вы достаетесь». Всех этих
персонажей в сценарии не было, они внесли в картину аромат, дух старой Москвы,
с каждым годом все более уходящей и все равно никогда до конца не исчезающей. Не ожидал, что
«Романс» сыграет важную роль в личной моей жизни. Роман с Леной Кореневой
начался еще до того, как я стал ее снимать. 133 Как режиссер по
отношению к ней я был безжалостен. Мне надо было, чтобы она могла все —
танцевать, петь, говорить стихами, жить на пределе чувства. До этого она снялась
только в одной картине. Это была ее первая большая роль, звездная роль. Был июнь 1972 года.
Приехала Вивиан из Парижа, я сказал ей, что у меня появилась другая женщина. - Подлец! - сказала
она Были очень
напряженные разговоры, но я ушел из дома, стал снимать квартиру, где мы с Леной
жили вместе. Съемки были долгими.
На них я встретился с замечательным оператором Леваном Пааташвили, с чудным художником
Леонидом Перцевым, с Сашей Градским — тогда он еще не писал киномузыки, был
просто рок-певцом. Градский возник на
пути нашего фильма неожиданно. Начинали работать мы с Мурадом Кажлаевым, у него
уже вызревала музыкальная тема картины - мягкая симфо-джазовая музыка. Однажды
он повел меня в Дом звукозаписи, хотел показать певца, обладавшего, как ему
показалось, выразительной напряженностью голоса, необходимой для
задумывавшихся песен. В тот день у этого певца как раз была запись. |