Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Понимаешь, нужно
плакать. - Не понимаю. Я взял ее за плечи и
тряханул. - Нужно плакать.
Репетиция! Она делает все, как
прежде. Понимаю, что нужно срочно что-то делать. Охватывает ужас. Дал ей по
физиономии. - Ты будешь плакать?!
Мать твою... Она побелела. - Где мои вещи? Я
уезжаю в Варшаву. - Нет, сейчас ты
будешь это играть. И будешь плакать... Она вся надулась, губы распухли, носик
покраснел... Я кричу: - Текст! Пошел текст. - Снимай, Гога! Он снимает, фокус
переводит ногой, двигая камеру на тележке... Сняли дубль, второй, третий. Все
три классные дубли. - Все хорошо. Можно
обедать. Сняли! Она повернулась и ушла. «Катастрофа! - думаю
я. - Уедет и все. Что дальше?» Приходит ассистент, говорит, что Беата просит
билет на самолет. - Ладно, берите
билет. Что я могу сделать? Прошел час, полтора. Все вернулись на площадку. Я,
как ни в чем не бывало, говорю: - Давайте
репетировать сцену. 77 Беаты нет. Что
делать? Посылаю за ней. Она приходит. Со мной не разговаривает. Сыграли. Сцена
та же, только сейчас не для крупного плана, а для общего. Она была прекрасна.
Сняли сцену, сняли проходы, так и не сказав друг другу ни слова. Она уехала в Варшаву.
Со мной не простилась. Катастрофа! Я поругался с ней на всю жизнь! Проходит два месяца.
Мы уже закончили экспедицию, работаем на «Мосфильме». Должны снимать другую ее
сцену - опять со слезами. Она приезжает. Я не еду ее встречать. Боюсь. Не
знаю, что она скажет. Ее одевают, гримируют, она все время спрашивает: - Где Кончаловский? - Снимает. - Он придет или не
придет? Мне передают. Я не иду. Боюсь до смерти. Она приходит на площадку. Я от
нее прячусь. Ассистенту сказал: - Отрепетируй без
меня. Я боюсь с ней встретиться. А это сцена объяснения с Лаврецким. Сразу
после ее возвращения. Надо плакать, и притом сразу. Отрепетировали. Все
готовы. Дали свет. Она стоит. - Кончаловский будет
вообще снимать? Тут прихожу я. Говорю: - Здрасьте! Здрасьте,
милая! Она потная от
волнения. Ее все время пудрят. Возможно, она боялась, что я опять примусь за
рукоприкладство. Командую: - Мотор! Идеальный дубль.
Никаких проблем. Актриса раскрылась. Я целовал ей руки,
обнимал. Она была счастлива. Пошли съемки, взаимоотношения стали прежними. И,
смею сказать, Варвара стала ее лучшей ролью. На картине появился
талантливый фотограф - Валера Плотников. Он был молодой, очень, как и до сих
пор, кра- 78 сивый, ходил в
гусарском ментике (1968 год!),сделал замечательные фотографии... Мне хотелось, чтобы в
картине был макромир: отсюда, скажем, шмель, жужжащий на стекле окна. Окно
закрыто - мы не слышим, о чем говорят люди, стоящие за ним. Потом кто-то
толкнул створку окна - и мы уже слышим диалог. А шмель улетел. Вслед за игрой с
пространством пришло ограничение поля зрения естественным препятствием, чему я
учился уже у Бергмана. Камера у него нередко ставится за пределами комнаты, и
мы через открытую дверь видим только часть происходящего. Человек проходит
сквозь дверь, останавливается в ее проеме - мы видим только часть сцены, остальное
дорисовывает воображение. В «Дворянском гнезде» я впервые употребил этот прием
в кадре с террасой. |