Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Наверное, это одно из
самых сложных в искусстве - быть внутренне до конца раскованным. Только один
раз после «Аси» я был так же внутренне свободен - когда снимал «Курочку Рябу». Мне трудно сейчас
смотреть «Асю Клячину». Есть среди моих почитателей те, кто считают ее лучшим,
что я сделал в кино. Она как бы невыдуманная, в ней дыхание естества... Все
правильно. Но сейчас все это не открытие. Всего этого полно в документальном
кино, в телевизионных репортажах. И снимается точно так же: ставится камера,
бабке наливается пятьдесят грамм, и она выдает правду жизни!.. Возможно, я
говорю с перехлестом. Конечно, в «Асе» есть дыхание России, есть красота и
боль подлинности, но главное -абсолютная свобода. И все же зрителю в основной
своей массе (про западного уж и не говорю) картину смотреть скучновато. Мне и
самому трудно слушать эти долгие монологи. Скучно, но не мертво, не устарело -
это успокаивает. 51 СЦЕНАРИИ И
СЦЕНАРИСТЫ
Взаимоотношения
сценариста и режиссера Чезаре Дзаваттини проиллюстрировал таким примером.
Застенчивый юноша увидел прекрасную девушку, мечтал о ней, вздыхал, наконец,
осмелился заговорить, пригласил в кино. Через сколько-то там недель уговорил
зайти к себе домой. Включил музыку. Предложил стакан вина. Осмелев, поцеловал
в первый раз. Уговорил сбросить платье. И тут пришел другой и увел девушку в
спальню. Другой - это режиссер. То, что сценарист
вынашивает как мечту, как самое дорогое, режиссер, уже в силу самой своей
профессии, присваивает и начинает ломать, кроить и перекраивать на свой лад.
Что касается меня, то душевных мук по поводу сценариев, писанных для других,
испытывал мало. Сценарии для меня были, конечно, творчеством, по главным
все-таки была режиссура. Не покривлю душой,
сказав, что для художника получение денег - не самый мучительный момент
творчества. В 70-е годы сценарии были более выгодным делом. По режиссуре
получалось заметно меньше. Во-первых, постановка фильма требует очень долгого
времени, а сценарий можно написать за два-три месяца. Во-вторых, какое-никакое,
но авторское право у сценаристов было - им платили потиражные, то, что на
Западе называется «роялти». Режиссерские постановочные были заметно скромнее.
Режиссер нередко получал вдвое меньше, чем сценарист того же фильма. Как сценарист я
зарабатывал достаточно много. Работал, как правило, не один. Писал с
Тарковским, Ежовым, Фридрихом Горенштейном. Фридрих появился в
моей жизни, когда я еще не кончил ВГИК. Я уже довольно часто бывал на
«Мосфильме» и там, в объединении Ромма, увидел странноватого, иронично
улыбающегося, мефистофельского вида человека с оттопыренными ушами. Мне
сказали, что он очень талантлив и у него только что в «Юности» опубликован
рассказ «Дом 52 с башенкой, старуха,
торгующая рыбой, и инвалид с клешней». Необычное название привлекало внимание.
Но и сам рассказ производил впечатление. |