Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
49 щаться. В сцене
похорон деда в зале послышались всхлипы. Шкловскому стало плохо с сердцем.
Старика отпаивали валидолом. Думаю, что
воздействие «Аси» на искушенного зрителя было наотмашь по простой причине.
Привыкшие к соцреализму, к определенной манере изображения жизни, люди увидели
реальность. Просто реальную русскую жизнь, как она есть. И это потрясало. Ибо
жизнь эта была чистая и светлая и в то же время пронзала своей болью, своей
нищетой, своей замороженностью. Ибо нельзя было в той, Советской России быть
несчастным. Не разрешалось. Все были счастливы. А кровь текла... А стоны не
стихали... Помню единственный
просмотр картины в Ленинграде. После фильма были вопросы и ответы. На сцену вышел
великий Смоктуновский, у него было перевернутое лицо, как у князя Мышкина, и
огромные, полные слез, голубые глаза. Кеша пытался что-то сказать, но вместо
этого повернулся ко мне и... встал на колени. Боже мой! Смоктуновский на
коленях передо мной... Я не знал, куда деваться от смущения и счастья. Картину все хвалили,
хотелось ее показывать - но показывать было нельзя. Разве что крайне изредка,
под большим секретом, тайком протаскивая в зал «подкроватную» копию и проводя
через проходную знакомых, чаще всего по чужим документам. Запрет «Аси»
переживался мной очень болезненно. Но вместе с тем он и прибавил мужества.
«Первый учитель» тоже проходил со скрипом, но тут ситуация была уже практически
безнадежной: картина, с уже выполненными поправками, твердо залегла на полку.
Запретили одновременно «Рублева», к которому и я как сценарист приложил руку, и
«Асю». Мы с Андреем ходили к
Бондарчуку. Думали, он поможет. Он тогда уже заканчивал вторую серию «Войны и
мира», записывал музыку, спешил поспеть к Московскому кинофестивалю. Он был в
большой силе, в ЦК перед ним расшаркивались. Но ему было не до нас, он слушал,
не слы- 50 ша, улыбался. Мы-то,
наивные, надеялись, что он сейчас пойдет, все решит! А может, он понимал, что и
его вмешательство ничего не даст? Ну что бы он сказал в ЦК? «Негодяи!
Мучители! Разрешите! Отпустите!»? Вот так создавалась
моя вторая легенда, вторая киносказка. Премьера ее
состоялась через двадцать лет. Я волновался. Беспокоился, не устарела ли
картина. Нет, не устарела. Наверное, потому, что сделана вне стиля. Устаревает
в кино прежде всего стиль, форма, а «Ася» бесформенна. Она — как хроника, а
хроника не стареет. Само содержание документа сохраняет значение вне
зависимости от времени. Картина сделана на одном дыхании, не распадается. Ее снимал свободный
безответственный человек. Безответственный не перед руководством, а перед
лицом природы искусства. Он как бы еще не ведал о художественных законах и
правилах, а просто шел себе, насвистывая, по лесу, не догадываясь, какие
лешие, бабы-яги и соловьи-разбойники прячутся за деревьями. Он был счастлив в
своем неведении. |