Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Дай ему
снотворного, а то он замучился. Не спит уже пять дней. Египтянин мешает
зелье, дает ему. Теперь зрителю понятно: человеку дали такое снотворное, что
он проснулся уже на Итаке. О том, как будет
кончаться фильм, я задумался уже в начале работы. Выложил поэпизодный план
финальной части. Говорю Крису: - Будет кончаться
так, так и так. - Нет, - говорит он,
- будет иначе. Вот так, так и так. - Поспорим, - говорю
я. - Когда ты дойдешь до этого момента, сам со мной согласишься. - Давай, - говорит
он. - На что? - На что угодно. - Если будет так, как
я сказал, ты мне ноги будешь целовать. - Пожалуйста. Дошли до этого
момента, Крис предложил свой вариант. 285 - Ну, давай, - говорю
я, - посмотрим, чей вариант лучше. Посмотрели. Он
признал, что мой лучше. Это было, кстати, в мой день рождения. - Хорошо, - говорю я.
- А ноги целовать?. - Какие ноги? - Ну-ка, вспомни? Крис - человек
гордый. Но договор есть договор. Преодолевая гордость, он встал на колено и
ногу поцеловал. Обставлено все было всерьез и торжественно. Я был великодушен
- ноги помыл. Счастье! Все это было
счастье! Работать, когда знаешь, что твоя работа нужна. Что ее уже ждут. Что
добрая сотня профессионалов включится в дело тотчас, как получит написанные
тобой листки... Автор первоначального
сценария следовал эпосу буквально, непонятно зачем приплюсовывая отсутствующие
у Гомера романтические отношения между Телемахом и принцессой острова, куда он
попадает в поисках отца. Меня интересовали не столько взаимоотношения героя с
богами, сколько взаимоотношения с ситуацией, в которой он оказался. Он отправился на
войну, потому что его позвали Менелай и Агамемнон. Куда поехал? В Трою.
Оставался там десять лет. Но эти десять лет в «Одиссее» не описаны. О них
«Илиада». Слушатели прекрасно знали, что такое Троя и почему Одиссей туда
поехал. Но зрителю сегодняшнему все это надо было объяснить. Поэтому пришлось
ввести в фильм кусок «Илиады». Сцен Троянской войны не было в первоначальном
сценарии. Мы должны были выстроить рассказ линеарно, чтобы поступки героя и их
мотивы были ясны. Десять лет он был на войне; после разгрома Трои, учиненного
благодаря придуманному им деревянному коню, скитался еще десять лет. В старых фильмах об
Одиссее ярко представлены лишь те герои, которые и в эпосе представлены ярко -
Афина, 286 Калипсо, Цирцея,
Пенелопа, сам Одиссей. А за ним - какая-то масса людей с мечами. Нет ни
одного, запоминающегося как характер. А мне хотелось, чтобы каждое человеческое
лицо на экране имело бы характер. Для этого пришлось провести скрупулезнейшую
работу. В гомеровской «Одиссее» об этих героях лишь вскользь упоминается. Я
выуживал буквально каждое слово, хоть как-то характеризующее действующих лиц.
Вот этот упал с крыши и разбился, этот - здорово врал, этот - был хороший
кузнец, этого - все уважали. И это максимум, что удавалось найти. Но и из этого
можно было лепить персонажей, которые ожили бы на экране. В команде Одиссея у
меня шесть характеров - все остаются в памяти зрителя. Каждый надо было
придумать, прописать, дать ему экранное пространство и время. А, повторяю, чем
больше времени для характера, тем меньше - для действия. |