Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Кто такой Одиссей?
Свою страну он живописует достаточно скромно: каменистый остров, где мало что
растет; главное, чем занимается его народ, - пасет коз и баранов, жизнь тяжела
и убога. С чтением книг
открывалась все более захватывающая картина средиземноморской культуры.
Средиземноморье - место, где скрещивались, обогащая друг друга, три континента
-Азия, Африка и Европа. В мумиях фараонов находят нити китайского шелка, а в
анализе их тканей -следы опиума, который в то время тоже шел из Китая. И это
еще за две-три тысячи лет до возникновения греческих государств. Египет был
богатейшей страной Средиземноморья, его житницей. Египетская культура
колоссально повлияла на греческую. Взаимосвязь их теснейшая. Взаимодействие
культур - вот что захотелось передать в фильме. Обжигающий запах песков,
паленый воздух, выцветшие ткани, пряности, дым, аромат кухни, верблюды, слоны,
жирафы, диковинные звери... Основа средиземно- 281 жения богам, но в
принципе законы взаимоотношений вождя и племени не изменились со времен
Одиссея. Не было никакой возвышенной роскоши, белого мрамора (скульптуры
раскрашивались), люди ходили голые и чистые. Чистые именно потому, что не
носили одежду. Пот выветривался. Грязным тело человека становится тогда, когда
он укутан. Люди были закалены, открыты солнцу, ветру. Я подумал: «Одиссея» - о
вожде и племени. Конечно, по пути
создания аутентичного мира можно было бы уйти и намного дальше, но такую
картину мало бы кто понял. Слишком отличен наш сегодняшний быт от того, как
жили тогда. Бронзовый век! Кстати, почему греки носили шлемы с такими
огромными гребнями? Потому, что бронза мягка, ее легко разрубить. А гребень
дает ребро жесткости. Появилось железо - гребни пропали. Такие детали узнаешь
понемногу, но все они важны для ощущения мира, характера героя - вождя племени
острова Итака. У Одиссея могло быть
несколько жен; женщин покупали, захватывали в рабство - женщины и дети были
желанной добычей. Когда смотришь в музее «Золото Трои» Шлимана, с удивлением
обнаруживаешь персидскую и индийскую работу. Откуда в Малой Азии индийские
мастера? Вражеского солдата,
захваченного в плен, не убивали. Это был живой товар - рабы, полезные, как
полезна лошадь. Их тоже можно было вьючить, на них пахать. Рабы могли и
воевать. А если человек еще владел каким-то ремеслом или умением, ему
позволялось не пахать, а делать то, что он умел делать. Мастера ценились.
Мастер знал, что, попав в плен, останется в живых. Чем больше он умеет, тем
выше ему цена. Золотых дел мастера, звездочеты, картографы -все это были люди
ценных профессий, не ровня просто рабам, вьючным животным. Отношение к человеку
было утилитарным. Женщина, имеющая ребенка, стоила больше, чем девушка. Еще
неизвестно, сможет ли девушка рожать, а женщина фертильная, плодоносящая, это
уже до- |