Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Ломали дверь в ее
доме, под конвоем вывезли Наташу в прокуратуру. Мы, не встречаясь друг с
другом, написали заявления: мол, хотим жениться, нам препятствуют. Наши
заявления сверили, после этого сказали, что Наташа свободна. Посадили нас в
милицейские машины, в разных машинах везли до границы с Киргизией, сказали: - Все. Вы уже не в
Казахстане. Мы сели в нашего
«козла», обнялись, расплакались и поехали дальше - снимать фильм. У первого же автомата
я остановился, позвонил Наташиной маме - она не захотела со мной разговаривать.
История Алтынай, героини «Первого учителя», первой освобожденной женщины
Востока, с удивительной похожестью повторилась в драме из моей собственной
жизни. Потом была
замечательная свадьба, мы были счастливы, я жил полной жизнью. С этим временем
связано у меня много светлого. ИЛЛЮЗИЯ
ПОБЕДЫ
Отправляясь в
Киргизию, я, с одной стороны, испытывал ужас, но, с другой, изображал из себя
матерого кинематографиста. Я еще никак не проявил себя как режиссер, но в
«Искусстве кино» уже был опубликован сценарий «Андрея Рублева», воспринятый
всеми как серьезное произведение. Я уже ходил в «классиках». Картина давалась
тяжко. Киргизская студия - не «Мосфильм». Чингиз Айтматов шутил: «Не понимаю
двух ве- 33 щей. Как может
маленький Вьетнам сражаться с огромной Америкой и как на Киргизской студии
можно делать фильмы». Вдобавок я еще подхватил дизентерию, снимал с сорокаградусной
температурой. Отец прилетел с лекарствами, сам весь больной, с радикулитом.
Очень за меня беспокоился, переживал. Никогда не забуду его заботы. Меня его
прилет очень поддержал... Не ожидал, что
картина получится такой солидной, крепко сбитой. Я ж еще только делал диплом! В принципе, снимая
картину, в окончательном виде ее себе не представляешь. Как она склеится? Я был
захвачен ощущением магии, буквально подпрыгивал на стуле, когда, склеив два
кадра, вдруг чувствовал, что между ними что-то возникает. Каждый раз, когда
получалось, - ощущение чуда, восторга от собственных деяний. Даже не потому,
что хорошо, а потому, что есть хоть какой-то смысл. Что я снял до этого?
Практически ничего. Беспомощный до предела немой студенческий этюд и
двухчастевку «Мальчик и голубь». После «Первого учителя» я поверил, что как-то
понимаю кинематограф - его природу, технику, язык. А когда картина
получила признание, пришло нахальство, самоуверенность, ощущение «все знаю, все
умею». К «Асе Клячиной» приступал уже с ощущением полной внутренней свободы.
Скачок от профессиональной робости до профессиональной наглости оказался
молниеносным. Хотя это был тот самый возвышающий обман, который необходим. Он
дал толстовскую «энергию заблуждения», способную Подвигнуть на чрезвычайную
смелость в деяниях. «Первый учитель» -
одна из немногих моих картин, которую мне не хотелось переделать. Мысль о
переделке «Дяди Вани», «Дворянского гнезда», «Романса о влюбленных» возникала
постоянно, «Первого учителя» - никогда. Даже по ритму он получился вполне
пристойным. Единственное, что не удалось, так это осуществить первоначальное
намерение делать трагедию шепотом. По звуку картина не очень хороша, но если
вспомнить, какими |