Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
«ДУЭТ ДЛЯ СОЛИСТА»
«Дуэт для солиста» -
известная пьеса Тома Кемпински, с большим успехом шедшая на сцене. В пьесе
всего два действующих лица: прославленная скрипачка (прототипом ее была
великая виолончелистка Жаклин Дюпре) и ее врач-психоаналитик. Благодаря сеансам
психоаналитика героиня понимает, какие подавленные эмоции юности мешают ей
быть счастливой и что можно быть счастливой, несмотря на прогрессирующую
тяжелую болезнь - рассеянный склероз. Пьеса была профрейдистская - о том, как
психоанализ спасает людей. Успех спектакля
побудил Голана сделать по пьесе фильм. Он взял меня с собой в Израиль, возил по
стране, сидел сзади в машине и дудел в ухо: - Ты должен сделать
«Дуэт для солиста»! И додуделся. «Ну,
надо ее снять, - подумал я. - Скромная маленькая картинка, камерная драма,
интересные взаимоотношения, всего двое персонажей - сниму ее быстренько». Но
ничего «быстренько» не получается. Погружаешься в характеры, влезаешь в
проблемы своих героев, хочешь докопаться до правды - если уж взялся говорить,
говори по существу. Я никогда не был
безоговорочным адептом Фрейда, понимал, что не смогу перенести на экран пьесу
так, как это хотелось бы автору. Мы с Томом Кемпински долго работали, у нас
ничего не получалось. Тогда я взял молодого американского сценариста Джереми
Липпа, и мы с ним уехали работать в Мексику. Прежде всего нам
захотелось окружить героиню другими персонажами: ее близкими, знакомыми,
поместить ее в 204 полнокровную живую
среду. Так у нас появился муж-композитор, изменяющий героине, его секретарша,
служанка, красавец-старьевщик. Вещь постепенно приобретала какие-то
чеховско-бергмановские черты: психоаналитик влюблялся в героиню, но понимал,
что бессилен помочь ей, сам признавался ей в этом. И именно это признание
помогало героине найти в себе силы принять жизнь такой, какова она сейчас для
нее есть. В принципе получилась
картина по своей философии почти противоположная пьесе. Думаю, именно из-за этого
отказалась сниматься в фильме Фэй Данавей. Она тогда чуть ли не каждый день
ходила к психоаналитику и очень увлекалась фрейдизмом. Мне нужно было найти
актрису, лицо которой не испортила бы скрипка. Есть актрисы, лица которых со
скрипкой никак не вяжутся, не вызовут у зрителей ничего, кроме иронии. Скажем,
Джоди Фостер скрипка подошла бы, лицо у нее интеллектуальное, а Мэрилин Монро
или Бриджит Бардо со скрипкой выглядели бы нелепо. Я подумал, что героиню может
сыграть Джули Кристи. Узнал, что она в Нью-Йорке. Позвонил в Нью-Йорк. Сказал: - Хочу вам показать
картину. Мы только-только
кончили монтаж «Поезда». Джули Кристи пришла с Уорреном Битти, которого я уже
давно знал. Уоррену «Поезд-беглец» очень понравился. Позже Джули от роли
отказалась - не получалось по срокам. Надо было искать замену. Я нашел другую
Джули -Джули Эндрюс. |