Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
- Отступление итальянской армии. Сцены с Мастроянни в
маленьком городке. Приехала огромная итальянская группа, привезли
костюмы, приехал Мастроянни. Я прочитал сцены, которые предстояло снимать,
обдумывал, что Де Сике может понадобиться. По своему разумению стал готовить
будущие съемки. Всю натуру выбирал Понти. Наконец, приехал Де Сика. Кашемировое пальто, перчатки
на заячьем пуху - я таких никогда не видел. Седой, красивый. Маэстро! Рядом с
ним я ощущал себя студентом, хотя у меня уже были три картины, четыре года, как
окончил ВГИК. Меня привели к нему в избу, представили: - Вот молодой русский режиссер - Кончаловский. Он
подозвал меня пальцем. Я подошел знакомиться. - О, каро, каро! Руссо! - Он улыбался, говорил любезные
слова. - Хорошо. Давай выбирать артисток. В избе сидели дети, из которых надо было выбрать
девочку для съемок. Снимать предстояло здесь же. 171 - Мне нужна девочка, чтобы она смогла заплакать. Эти
все не плачут. - Это просто. Сейчас ущипну — она заплачет. Что тут же
и сделал. Девочка заорала. - О, эту и берем, — обрадовался Де Сика, видимо не
хотевший брать на себя такие методы работы. Он посмотрел остальных девочек, посмотрел натуру. - У меня готовы раскадровки, - сказал я. Он взял листы
с плодами моих творческих озарений, бегло их перелистал. - Бене, бене. - В его голосе никакого энтузиазма я не
почувствовал. Мы немного поговорили еще о чем-то, расстались. На
следующий день узнаю, что маэстро нет, он уехал. - Как уехал! Куда? - В Италию. Кто-то проговорился, что он проиграл в Монако сто
пятьдесят тысяч долларов и уехал отыгрываться. - И вообще ему здесь холодно, — сказал Понти. - Что же делать? - Снимать. Ты будешь снимать. - Как! - Эти сцены будешь снимать ты. Он сказал, что тебе
верит. Пока Де Сика отыгрывался в Монте-Карло (оказалось, он
был страстный игрок), я творил на площадке. Ну, думал, сейчас такое для него
сниму! Лучшие кадры в его картине будут мои. Все знание мировой живописи от
Брейгеля, Дюрера до импрессионистов я вложил в эти сцены. Шли какие-то слепые
итальянские солдаты, их вела смерть, на лошади ехал Дон-Кихот, камера наезжала
на красные знамена, дули яростные ветродуи, отступающие солдаты снимались с
одного ракурса, с другого, с третьего. Я в первый раз увидел западный способ организации
съемок. Вся итальянская группа была в каких-то красивых куртках, веселые,
неунывающие парни. 172 Марчелло с вечера ставил на стол бутылку водки - русский
национальный напиток он очень любил; где-то в середине ночи калининская
телефонистка соединяла его с Америкой, и он до рассвета висел на телефоне. В
группе все знали, что у него роман с Фэй Данавэй. В то время она была самой
популярной звездой Голливуда - после мирового успеха «Бонни и Клайда». Знал ли я тогда, в 69-м, что Мастроянни будет сниматься
у моего брата, что Фэй Данавэй в 83-м будет звонить мне в Лондон, просить о
пробах. |