Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Мало кто задумывается о том, что происходило в этой
среде. Проще мазать всех одним цветом: что с них взять - номенклатура! Коля любил стихи Пастернака, читал нам знаменитые
стихи Павла Васильева - «О сталинском терроре». Конечно же, это был либерально
настроенный человек. Это поколение людей пыталось сделать экономическую реформу
и перестройку - в 1968 году! Тогда это не получилось из-за Дубчека. Помню, как
встречал на аэродроме Колю Шишлина, приехавшего из Чиерны-над-Тиссой. Он
сказал: - Все, мы погибли! Все, что мы двадцать лет делали,
пропало. Мы ползли в темноте к окопам неприятеля, а Дубчек, м...к, решил, что
уже время. Вскочил и закричал: «Ура!» Они нас всех накрыли. Всех! Коля - один из тех, кто изменил мое мнение о системе.
Я чувствовал, что система не монолитна. Внутри нее существуют достаточно
позитивные и разумные элементы. 162 Мы (мы - это я и Андрей Тарковский) очень дружили с Колей,
часто сидели, читали стихи. Кстати, мы с Колей, с Черняевым, который потом был
советником Горбачева, и с Бовиным (он был послом в Израиле, а ныне
-обозреватель «Известий») испортили из благих намерений судьбу «Рублева». Им
картина очень понравилась, они решили показать ее Брежневу. На его даче (они
все там были, потому что писали ему доклад) устроили просмотр картины, тогда
уже запрещенной. Брежнев посмотрел пять минут (дело было после обеда, с
водкой, естественно), потом сказал: - Скучища какая-то! Пойду играть в бильярд. Попытка была из добрых намерений, но раз картина
Брежневу не понравилась, ждать каких-то изменений в ее судьбе не приходилось. КНЯЖНА ГАГАРИНА
Летом 1967 года, когда уже положили на полку «Асю
Клячину» и «Андрея Рублева», происходил очередной международный кинофестиваль в
Москве. Ко мне уже был определенный интерес, я пользовался славой диссидента,
автора запрещенной картины. В это время я уже знал, что буду снимать
«Дворянское гнездо», уже состоялся тот самый разговор с Сурковым, где я дал
согласие на эту постановку. Приехала большая французская делегация, и в составе
ее Паскаль Обье, интересный человек, талантливый режиссер, внешне чем-то
похожий на Гоголя, с такими же свисающими усами. Он слегка знал русский,
старался говорить по-русски. С ним была молодая девушка, скуластая, со
вздернутым носом, с раскосыми татарскими, совершенно голубыми глазами, с
темно-русыми волосами, с чудным овалом лица - казалось, что я уже давно ее
знаю. Звали ее Маша Мериль. Когда я увидел ее, у меня 163 все внутри остановилось. Остановилось потому, что я
был женат, у меня родился ребенок, очень дорогое мне существо. Наташа была с
ним на даче. Бывают такие отношения с женщиной, когда уже не
владеешь собой от невыносимости чувства. Боишься не только прикоснуться -
боишься находиться рядом. Когда я узнал, что она русская дворянка, княжна
Гагарина, мое падение в бездну еще более ускорилось. Было ощущение абсолютной
обреченности. Самое смешное, что я не собирался оставаться на фестивале. Мы
начинали работать над «Дворянским гнездом», сняли большую избу в селе
Безводном, там, где я снимал «Асю Клячину». Валя Ежов уже сидел там, я должен
был ехать к нему. Машу я увидел за два дня до отъезда - на открытии фестиваля. |