Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Другой повторяющийся сон - кино, которое как бы снял
Тарковский. Мальчик, сидящий на заборе. Странное движение камеры. Думаю: «Что,
Тарковский, что ли, снимает гениальное кино? Ничего там гениального нет!» Но с Никитой
сны другие. Никита не бывает один. Вокруг него команда. Я завидую (это,
конечно, не черная, а белая зависть) не картинам, им снятым, а атмосфере,
которую он вокруг себя создавал, его коллективу, его способности объединять
вокруг себя людей. Долгое время мне с ним было не о чем советоваться -я
был уверен, что все знаю лучше него. После «Неоконченной пьесы для
механического пианино» и в особенности после «Урги» я, наконец, признал, что
вырос крупный мастер. Странно, но я никогда не читал Никитиных сценариев,
он никогда их мне не давал. А режиссерских - тем более. Мне даже было обидно:
почему он со мной не советуется? То ли он боялся, то ли ему было неловко меня
об этом просить, то ли не хотел влияний. Думаю, внутренне он не очень одобрял мою поездку в
Америку, мои американские картины, у него на все была своя точка зрения, но
бывают времена, когда первостепенное значение обретает то, что художник
делает, а бывают времена, когда все это не так уж важно. Важно, кто этот человек сам по себе. Как сказано у
Марины Цветаевой: «Послушайте! Еще меня любите, за то, что я умру». ...Мы сидим с Никитой у меня дома, на кухне, в мой
день рождения, 20 августа 1991 года. Я только что сделал 153 перезапись «Ближнего круга», меня ждут с музыкой в
Лондоне, нужно заканчивать фильм. Никита, возбужденный, забежал всего на
двадцать минут, у него в машине противогаз и автомат — он приехал из Белого
дома и сейчас же вернется в Белый дом - защищать демократию. - Куда ты лезешь? - говорю я. - Чего тебе там надо? Ты
кино снимай. - Нет, нет, - отвечает он. - Надо. В его глазах светится решимость. Он сделал свой выбор.
Это давний спор о том, нужно ли было Вагнеру лезть на дрезденские баррикады,
Байрону погибать в Мессалонги, а Хосе Марти - на Кубе. Ответить может только
сам художник. Ему решать, что есть дело его жизни и чести. Никита в тот момент
напоминал мне молодого декабриста, забежавшего к себе домой с Сенатской
площади выпить рюмку водки, обнять брата, чтобы через несколько минут
возвратиться назад, к товарищам. Политика уже стала для него делом, серьезным и настоящим.
Думаю, его очень увлекло ощущение, что теперь в политике вовсе не обязательно
быть членом партии, бывшим секретарем райкома или директором завода. В политику
мог прийти любой, кто чувствовал в себе силу стать политиком. Он ее чувствовал. На мой взгляд, идти в Белый дом было бессмыслицей,
чистым безумием. Мы обнялись, перекрестили друг друга. Он уехал. На следующий день я улетел в Лондон. На прощание
телевидение взяло у меня интервью в аэропорту, которое безобразно обкромсало,
пустило в эфир лишь слова о том, что я уезжаю, потому что боюсь. Действительно,
боялся. За жену, за новорожденную дочь, за судьбу неоконченной картины. Страх
- самое нормальное, естественное чувство. |