Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Он пошел наверх, все с себя скинул, надел джинсы,
кучей свалил в чемодан вещи, так и полетел. Наверное, у Никиты тоже было желание вырваться из
системы, но ему надо было давить его в себе, на нем была забота о доме,
поневоле приходилось взрослеть. И все же я чувствовал: он понимает, что я
поступаю так, как должен поступить. Иной путь для меня был невозможен. Но не
покидало мучительное ощущение, что он лишился старшего брата. Я гнал от себя
чувство вины, мысль о предательстве, но избавиться от них все равно не мог.
Много лет спустя мы как-то выпивали, я сказал ему об этом. - Да ты что? У меня и мысли никогда такой не было. Не знаю, правду ли он сказал или просто так, чтоб успокоить
меня. Наверное, мой отъезд в чем-то сыграл и положительную роль. Никита остался
один. В его карти- 151 нах прослеживается определенная полемика со мной - и в
«Неоконченной пьесе для механического пианино», и в «Обломове», и в «Пяти
вечерах», думаю, что и «Утомленные солнцем» - это полемика с «Ближним крутом»,
хотя бы по своей тематике. Он снимал Гурченко тогда же, когда они вместе
снимались у меня в «Сибириаде», но и в этом образе, в чем-то даже похожем на
Тайку Соломину, был внутренний спор со мной. Он делал все по-своему. И то, что
он ушел в армию и отслужил там на всю катушку, - для меня удивительно. Можно
было отмазаться, папа Михалков мог бы кое-что сделать, хотя бы устроить сына в
другие войска, а не на Камчатку, не на атомный подводный флот, - скажем, в
конный полк «Мосфильма» или в театр Советской Армии. У Никиты всегда было свое зрение, свое понимание кино,
но стиль его обрел полную самостоятельность, я думаю, все же после моего
отъезда. В моей жизни он сначала играл роль верного слуги,
оруженосца, младшего брата. Я всегда относился к нему с позиции брутальной
силы. Следом за мной шел хороший мальчик, глядевший мне в рот, мерзший, дожидаясь
меня, в будке автомата. Потом мальчик снял кино. Ну молодец, ты смотри-ка!
Снисходительность старшего брата во мне жила долго. Со временем появилось
удивление, оно тоже было высокомерным: старший брат в этой системе должен иметь
право на все, а младший - на то, что ему будет позволено старшим. Удивление появилось тогда, когда я увидел, как он
пользуется общими планами. Из Никиты стал образовываться режиссер, со своим
познанием материала кино. Мастер. Мне уже было немного неловко. Я уже
чувствовал какое-то несоответствие между тем, что происходит, и тем, как я это
оцениваю. Стало появляться чувство ревности, очень сильное чувство. Иногда я вижу повторяющийся сон. Вижу себя на съемках
Никитиной картины. Удивительная, исключи- 152 тельно красивая декорация. Какие-то бесконечно красивые
костюмы. И какие-то исключительно хорошие отношения. Все вокруг так хорошо,
что с завистью думаю: «Как у него все здорово! Как красиво! Как замечательно
поставлен свет! И как все вокруг ему преданы! Опять у него на картине все
лучше, чем у меня!» Я просыпаюсь с нехорошим чувством: «Почему так?» |