Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Я принимал участие в работе как полноправный соавтор,
но в титры не попал - выступал в качестве «негра». И не заплатили мне за работу
ни копейки, я работал из чистого энтузиазма, за компанию. Считалось, что я как
бы прохожу практику. Мы ходили по мосфильмовским коридорам с ощущением
конквистадоров, какое, наверное, есть и у сегодняшних молодых. Было
фантастическое чyвство избытка сил, таланта. «Мосфильм» начала 60-х, как и все общество времен оттепели,
находился в состоянии бурного обновления. Страна вдохнула свежего воздуха,
догмы сталинского соцреализма затрещали по швам. После прежних шести картин в
год, делавшихся огромной студией, «Мосфильм» зарабо- 112 тал в полную силу, появились новые режиссеры. Чухрай,
Рязанов, Алов и Наумов, Швейцер, Таланкин с Данелия — открывались прежде
неизвестные имена. Вскоре появился и новый главный редактор студии - Вася
Соловьев, соавтор Бондарчука по «Войне и миру». Студия бурлила, возникали творческие объединения.
Мосфильмовский буфет на третьем этаже у Шурочки был зеркалом этой забившей
ключом студийной жизни. Рядом с нами за соседними столиками сидели живые
классики - Калатозов, Ромм, Пырьев, Урусевский, Трауберг, Арнштам, Рошаль,
Дзиган. Это были наши учителя, наши старшие коллеги, любимые, нелюбимые, даже
те, кого - как Дзигана - мы в грош не ставили, но все равно это были не
персонажи давней истории отечественного кино, а живые люди, с которыми мы
сталкивались по сотне самых будничных производственных и бытовых поводов. Времена те ощущались как очень хорошие, светлые. Да,
все мы были придавлены коммунистическим режимом, но режим уже сильно
подвыдохся. Да, наши картины запрещали, но разве можно было сравнить эти запреты,
скажем, с запретом «Бежина луга», когда неизвестно было, останется ли
Эйзенштейн в живых. В 60-е запрет делал из режиссера героя. Да, свободы
не хватало, но по сравнению с тем, что испытало старшее поколение, это вообще
был Божий рай. Впрочем, мы уже не довольствовались тем, что было дозволено, -
хотелось большего. Кто мог в те годы мечтать поехать снимать в Америку или даже
в Европу? Ну разве Бондарчук, он уже стал официальной фигурой. Дозволенное ему
не дозволялось никому другому... В ту пору в буфете у Шурочки все гудело от разговоров,
планов, надежд... Сейчас цены в этом буфете такие, что режиссеру не по карману,
вокруг пусто, в павильонах вырублен свет. По временам где-то что-то снимают, но
по большей части рекламу... Андрей на моих глазах становился Тарковским. У нас 113 были общие вкусы, интересы. Мы оба обожали Довженко.
На нас влияли одни и те же режиссеры - их влияние просматривается в наших
картинах. Мы начали расходиться тогда, когда у меня стали
оформляться свои творческие принципы - у него к тому времени они уже
установились. |