Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Был просмотр в Театре-студии киноактера, мы сидели
рядом с Эрнстом Неизвестным. Сзади послышались какие-то разговоры. Эрнст
повернулся и сказал: - Козлы! Это искусство. Не понимаете, - уходите. Или
молчите в тряпочку, пока я вам хлебальники не начистил. Зэковский лексикон он освоил в армии, где, кажется, 71 побывал и в штрафбате. Слова прозвучали весомо, действие
возымели. Но еще до «Хиросимы» было потрясение самое главное,
все решившее, - «Летят журавли». Это был удар наотмашь. Такого кино - чувственного,
эмоционального, острого по форме - я никогда не видел. Это было кино
по-настоящему музыкальное, кинематографический импрессионизм. Монтаж, крупность
планов - все было неожиданностью, все просто сбивало с ног. Ошеломляла игра
Тани Самойловой. Я сходил по ней с ума, написал ей любовное послание в стихах -
кажется, это были единственные стихи, написанные мной в жизни. Хотел передать
их ей, но так и не собрался. Все связанное с именами Калатозова и Урусевского было
для меня священным. Тогда уже готовился новый фильм — «Неотправленное письмо».
На роли были утверждены Вася Ливанов, мой друг с детских времен, и Евгений
Урбанский. Я понял, что больше ждать не могу. Я должен делать
кино - и ничто другое. Зрительная память у меня вообще сильнее, чем любая
иная. Отчетливо запоминаю лица. Даже телефоны запоминаю визуально. Не запоминаю
имена - абстрактное мышление у меня слабое. Музыкальная память у меня есть, но
все равно она слабее зрительной, музыка — самое абстрактное из искусств. А вот
образы зрительные помню явственно. «Журавлей» я проигрывал в своем воображении
великое множество раз. Внутри меня жило какое-то странное энергетическое
чувство, что смогу делать так и еще лучше. Уверенность толкала к поступку. Поначалу я все же думал: доучусь в консерватории и
пойду во ВГИК. Проучился год, перешел на второй курс, сказал себе: закончу этот
год и уйду. Прошло еще два месяца, я понял, что дольше чем до конца семестра в
консерватории не задержусь. Объявил Оборину, что ухожу. Какой скандал был дома! У мамы было плохо с серд- 72 цем, она так хотела видеть меня музыкантом, так мечтала
об этом, столько усилий потратила! И хотя мамины слезы, мамина воля в семье
считались святыми, непререкаемыми, поступать иначе было не в моих силах. Я
очень благодарен маме за то, что она заставила меня играть на рояле и изучать
музыку. И очень благодарен судьбе, что музыкантом не стал. Недолгое время до поступления во ВГИК я работал на
телевидении, писал какие-то очерковые сценарии, снимал документальные сюжеты.
Работали мы вместе с Леней Плешаковым, очень хорошим журналистом, огромным
славным человеком. Потом я снимал его в «Сибириаде». Он и сегодня звонит мне,
вспоминает старые времена. Время было хорошее. По Москве вихрем прокатился
фестиваль молодежи, прорвавший, хоть на какие-то дни, железный занавес. Прошла
чешская выставка в Парке культуры, открылся чешский ресторан, где подавали
чешское пиво со шпикачками. Это было лучшее место в Москве. Мы объедались
чешскими сосисками и мыслили себя в Европе. |