Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Мы живем в эпоху масс-медиа. Сегодня Шекспир читал бы
«Московский комсомолец». Может, даже попользовался какими-то почерпнутыми
оттуда сюжетами. И все же, думаю, само это слово «масс-медиа» обрело свой
полный смысл не в эпоху газет, даже телевидения, а именно сейчас, в 90-е, в
компьютерный век. Владимир Ильич вовремя понял, почему из всех искусств для нас
важнейшим является кино. Потому что изображение сильнее слова. Кино было
важнейшим до тех пор, пока не появилось телевидение. Оно — тот же самый образ,
но еще и доставленный на дом. Не надо никуда ходить. Процесс восприятия образа
можно совместить с отправлением естественных потребностей. Напрягаться
совершенно не нужно - все входит в тебя через подкорку. С момента своего появления в человеческом сообществе
образ имел сакральный характер. Бизон, нарисованный на стене пещеры великим и
безвестным художником первобытных времен, имел четкое функциональное
назначение - поймать животное, дать победу над ним охотнику. Скульптура,
эллинские изваяния, поганьские идолы - все имели мистический характер, все изображали
божества. Сегодня образ донельзя девальвирован, хотя по-прежнему служит той же
сакральной цели — сотворению кумира. Только уже по прихоти тех, в чьих руках
масс-медиа, кто организует рекламные кампании, кумиром может стать любой. Какова будет роль масс-медиа в XXI веке, если уже сейчас
они начинают занимать трагически большое место? 378 Мир движется в сторону таблоида, дешевой газеты с обилием
фотографий. Они становятся важнее текста. Раньше газеты читали - теперь их
разглядывают. Все больше и больше цветных фотографий на полосах. Самые читаемые
сегодня газеты - бульварные: много картинок и масса сплетен. Основные новости
- на первой и третьей страницах. Остальное реклама, сплетни, местные новости.
И фотографии, фотографии, фотографии... Что это означает? Означает, что
современный человек схватывает не текстовой материал, а изобразительный. То,
что в компьютере называется «икона», образ. Текст становится функциональным.
Судить, насколько серьезную роль образ играет в обработке массового сознания,
можно по такому примеру. Когда первый раз выбирали в президенты
Миттерана, была проведена большая кампания по внедрению его имиджа в массовое
сознание. На фотографиях он представал исключительно в фас, снятый чуть снизу,
с протянутыми руками. Как отец — к детям. Программа, с которой он шел на
выборы, была социалистическая, гуманная, для чего как раз и подходил образ
человека в фас, который кажется всеобъемлющим и менее символичным, чем образ
человека в профиль. С этой программой и с этим имиджем он победил. В преддверии следующих выборов Миттеран понял, что
социалистическая партия проигрывает, теряет популярность, он стал медленно
отходить от социалистических идей и столь же не спеша переходить к надпартийной
политике. К началу новой избирательной кампании он давно уже ничего не говорил
о социализме, а на фотографиях представал в профиль. Почему? Семантически
профиль - это империя. Профиль чеканят на монетах. Это монарх, надпартийный
лидер. Все выборы прошли под знаком Миттерана в профиль. |