Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Сейчас я перебираю свои старые записные книжки. Почти
в каждой повторяются бергмановские слова о головокружительной свободе,
необходимой, чтобы снимать свое кино. И еще постоянно повторяющиеся записи:
«Начать говорить правду. Что это? Что ты чувствуешь? Как говорить правду? Пора
перешагнуть. Что перешагнуть? Границу». У каждого художника есть граница, дальше которой идти
как бы нельзя. Желание перешагнуть ее, проверить себя, свои возможности,
на их максимуме, на последнем пределе у меня возникло очень давно, но и по сей
день ощущаю, что никогда по-настоящему не сделал этого, не снял своей лучшей картины.
Б чем вообще заключается творчество? Ну конечно же, это поиск самого себя; я
его вел 376 в каждой своей картине, может быть, за исключением
«Танго и Кэш» - там поиск, впрочем, тоже был, но, скорее, не художественного,
а технического свойства. Когда приходит какой-то образ, какая-то фраза, какой-то
сценарный ход, человеческое движение, приоткрывающее завесу над тайной (потому
что, конечно же, тайна - то, что художник делает), и возникает нечто, заставляющее
зрителя плакать или смеяться, постигать ранее неведомое в характере и существе
человека. Каждое такое открытие вызывает в художнике непередаваемое
ощущение восторга, дрожи, озноба. Я очень четко чувствую физиологически эту
дрожь, эти мурашки по коже, встающие дыбом волосы - в этот момент ты творец, с
тобой восторг открытия. Ради этих моментов и существует художник. Такие моменты не раз сопутствуют процессу рождения
фильма - когда пишешь сценарий, когда снимаешь и, самое ответственное, когда
монтируешь. Соединяешь кусок и кусок, накладываешь шумы, музыку, и только в
этот момент становится ясно: вот оно, получилось, что-то такое возникло.
Восторг открытия. Ощущение, что переступил в неведомое. Но этот восторг испытываешь совсем не часто, а с
возрастом - все реже и реже. И самое смешное, что люди, которые придут смотреть
картину, будут видеть в ней совсем другое. Они придут смотреть не картину, как
таковую. Они будут смотреть картину, снятую вот этим человеком, живущим вот в
этих обстоятельствах, у которого вот эти родители и вот эти друзья, который в
жизни сделал то-то и поступил так-то. Это привносит в восприятие совершенно
иное измерение, что особенно ощутимо в кругах профессиональных, в кругах критических.
Этим людям кажется, что они тебя знают и потому имеют право сомневаться в твоей
искренности. Сомнение зрителей в искренности художника, думаю, самое для него
разрушительное. 377 Во всяком случае, лично для меня было так. Ничто так
не подрубает крылья, как неверие в искренность того, что делалось тобой со всей
самоотдачей, с желанием высказать самое главное, самое в этот момент тебя
волнующее. На это неверие мне много раз в жизни случалось наталкиваться. Но
все равно, пока снимаешь, остается желание найти себя, себя выразить, себя
постичь - особенно если снимаешь по своему сценарию. |