Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
348 рактер народа, и история страны. Если бы коммунистическая
революция произошла бы, допустим, в Швеции -допустим, заведомо зная, что это
невозможно, - там никогда не возникла бы система, сколько-нибудь похожая на
советскую. А в мусульманской стране любая социальная революция приведет лишь к
диктатуре, к деспотии, к взаимоотношениям вертикальным. В координатах этой
религии иное невозможно. Точно так же и в координатах православия. Что же
касается атеистов, то и они бывают разные. Как и коммунисты. Сравните, к
примеру, коммуниста английского и коммуниста арабского. Много ли у них общего? С момента своего возникновения христианство претерпевало
огромные изменения, стоившие подчас потоков крови. Лютер, Кальвин, гугеноты...
Религиозные войны эпохи реформации привели к рождению разновидности
христианства, именуемой «протестантизм». С его утверждением в определенных
странах и нациях родилось и само понимание этики взаимоотношений индивидуума с
Богом. Церковь перестала быть непременным и всеведущим посредником между ними.
Индивидуум стал ответственным перед Богом сам. Это значит: читай Библию, соблюдай
закон, хорошо работай и Бог тебе воздаст. Производным этого стало: богатство не порок. Человек,
который богат, - работает много. Человек, который небогат, - мало. Ему надо не
завидовать богатому, а трудиться. Не правда ли, совершенно иные постулаты христианства,
чем те, которые почитались истиной в момент раскола Византии и Рима? Верблюду
незачем примеряться к игольному ушку - рай богатому не заказан. Существует концепция «культурологического детерминизма».
Как и все концепции, она, естественно, ограничена, и в былые времена
непременно бы сказали, что буржуазна или мелкобуржуазна. Но в любом случае мимо
главных ее положений нельзя пройти мимо. А они таковы: культура страны,
культура нации и религия 349 как важнейшая часть этой культуры определяют, в конечном
счете, уровень ее экономического развития. Недавно я читал замечательную книгу «Кто процветает?».
Автор — Ричард Харрисон, ученый из Латинской Америки - занялся изучением
взаимосвязи между культурным и экономическим развитием стран и пришел к любопытным
выводам. Менталитет наций основывается на религии, истории,
климате, масштабах страны; у каждой нации своя иерархия приоритетов, сильно не
похожая на другую. Скажем, в китайском менталитете, сформированном религией
даоизма и буддизма, главные нравственные (они же экономические) приоритеты -
дать образование детям и возвратить долги до Нового года. Если ты не отдал
долги, ты позоришь своих предков. Почитание загробных душ предков очень
развито. Ты не должен оскорблять их ничем, и в частности невозвращенными
долгами. Иначе -позор на твою семью! Страшный позор! Как нетрудно припомнить,
такая система ценностей, уважение авторитетов далеко не всем нациям
свойственны. На одном этом видно, сколь многое определяет религия в экономике.
Если бы в России так почитали души умерших! |