Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

348

рактер народа, и история страны. Если бы коммунисти­ческая революция произошла бы, допустим, в Швеции -допустим, заведомо зная, что это невозможно, - там ни­когда не возникла бы система, сколько-нибудь похожая на советскую. А в мусульманской стране любая соци­альная революция приведет лишь к диктатуре, к деспо­тии, к взаимоотношениям вертикальным. В координа­тах этой религии иное невозможно. Точно так же и в координатах православия. Что же касается атеистов, то и они бывают разные. Как и коммунисты. Сравните, к примеру, коммуниста английского и коммуниста араб­ского. Много ли у них общего?

С момента своего возникновения христианство претер­певало огромные изменения, стоившие подчас потоков крови. Лютер, Кальвин, гугеноты... Религиозные войны эпохи реформации привели к рождению разновидности христианства, именуемой «протестантизм». С его утверж­дением в определенных странах и нациях родилось и само понимание этики взаимоотношений индивидуума с Бо­гом. Церковь перестала быть непременным и всеведущим посредником между ними. Индивидуум стал ответствен­ным перед Богом сам. Это значит: читай Библию, соблю­дай закон, хорошо работай и Бог тебе воздаст.

Производным этого стало: богатство не порок. Чело­век, который богат, - работает много. Человек, который небогат, - мало. Ему надо не завидовать богатому, а тру­диться. Не правда ли, совершенно иные постулаты хри­стианства, чем те, которые почитались истиной в мо­мент раскола Византии и Рима? Верблюду незачем при­меряться к игольному ушку - рай богатому не заказан.

Существует концепция «культурологического детер­минизма». Как и все концепции, она, естественно, огра­ничена, и в былые времена непременно бы сказали, что буржуазна или мелкобуржуазна. Но в любом случае мимо главных ее положений нельзя пройти мимо. А они таковы: культура страны, культура нации и религия

349

как важнейшая часть этой культуры определяют, в ко­нечном счете, уровень ее экономического развития.

Недавно я читал замечательную книгу «Кто процвета­ет?». Автор — Ричард Харрисон, ученый из Латинской Америки - занялся изучением взаимосвязи между куль­турным и экономическим развитием стран и пришел к любопытным выводам.

Менталитет наций основывается на религии, истории, климате, масштабах страны; у каждой нации своя иерар­хия приоритетов, сильно не похожая на другую. Скажем, в китайском менталитете, сформированном религией даоизма и буддизма, главные нравственные (они же эко­номические) приоритеты - дать образование детям и возвратить долги до Нового года. Если ты не отдал долги, ты позоришь своих предков. Почитание загробных душ предков очень развито. Ты не должен оскорблять их ни­чем, и в частности невозвращенными долгами. Иначе -позор на твою семью! Страшный позор! Как нетрудно припомнить, такая система ценностей, уважение автори­тетов далеко не всем нациям свойственны. На одном этом видно, сколь многое определяет религия в экономи­ке. Если бы в России так почитали души умерших!


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz