Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
338 даже просмотрев великий спектакль или фильм, прочитав
великую книгу, посидит пяток минут с просветленным взглядом и завороженной
улыбкой и тут же вернется из этого прекрасного далека на грешную землю - нырнет
в промозглую сырость леденящей ночи, смешавшись с толпой равнодушных и чужих
людей, и поедет дальше в вагоне действительности со всеми остановками и с мыслью,
чтоб кто-нибудь не наступил на ногу или, не дай Бог, на полном ходу не выкинул
из окна. Но эти пять минут просветленного взгляда! Как хотелось
бы, чтобы они продлились дольше, а может быть, и навсегда преобразили человека!
Мне кажется, в подсознании каждого художника лежит желание создать зрителя по
своему образу и подобию. Желание наглое и бесплодное, ибо создание человека -
дело не человеческое, а Божье. Но вопреки тому, дабы не потерять своей искренности
и гордыни, творец должен зажмурить глаза, игнорируя факт своей беспомощности.
Не удивительно, что вместе со зрелостью к художнику приходит горечь. Помните, у
Набокова: «...У него глаза были слишком добрые для писателя»? «Красота спасет мир». Кто только и по каким только
поводам не цитировал это из Достоевского! Увы, реальность заставляет
разувериться в могуществе этого заклинания. Только зажмурив глаза, вычеркнув
из памяти Варфоломеевскую ночь, костры инквизиции, дыбы, гильотины, не говоря
уж о Хиросиме и Освенциме, можно продолжать повторять эти слова. Красота спасет
мир? Полноте... Пока мир спасает страх человека перед самоуничтожением, перед
голодом и холодом. Мгновения же красоты, доброты - редкие исключения, которые
мы коллекционируем в своей памяти, укрепляя себя в зыбкой надежде на то, что в
человека можно все-таки верить. Черпая вдохновение из собственного бытия, интеллектуально
мастурбируя, художник создает отражение реальности - свой «параллельный
чувственный мир». Отраже- 339 ние это далеко не зеркально - чем самобытнее художник,
тем более выгнуто и искажено зеркало его воображения. Взаимоотношения художника и зрителя - вечная и больная
тема. Как бы художник ни старался убедить себя и других, что творит «как птица
небесная», ради самой чистоты самовыражения, где-то глубоко внутри у него
всегда теплится надежда, что найдутся люди, которые услышат, проникнутся,
поверят. Сколько бы ни клял он толпу, сколько бы ни говорил о том, что творит
для себя, для избранных, для будущих поколений, в душе он, конечно же, хочет,
чтобы услышали сейчас, немедленно, все. Не припомню случая, чтобы художника
поверг в отчаяние сногсшибательный успех. Кроме одного, но о нем позже. И, что греха таить, художник тоже хочет кушать. От
мысли о презренном металле ему никуда не деться. Художник живет в ожидании
зрителя, рисует ли он мелками на тротуаре или расписывает своды Сикстинской капеллы.
Между Папой римским, оплачивающим труд Микеланджело, и прохожим, кидающим
монетку бедолаге, разрисовывающему уличный тротуар, есть нечто общее - это
зритель, который платит. |