Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Любовь может быть и абсолютно нечувственной, но все
равно она связана с душевностью. Когда Андрей Тарковский стал приходить к
выводу, что в картине не должно быть чувства, он сознательно поменял свою
эстетику. Я помню его разговоры с Занусси о том, что в картине по-настоящему
религиозной не должно быть чувства -должен быть дух. И в этом он совершенно
прав: дух лишен пола, он не бывает мужским или женским, он надмирен, холоден,
лишен температуры - душа же тепла. Духовность и душевность часто путают. Это
вещи разные. Андрей стал сознательно вытравлять в своих картинах душевность -
они стали духовные. Я же полагал, что главное в кино - начало чувственное,
следовал в этом Бюнюэлю и Феллини. 335 В чувственных отношениях есть момент разрушения. Когда
мы познакомились с Бернардо Бертолуччи, он пригласил меня на виллу, за город,
собралась большая компания. Мы вышли с Бернардо на балкон. Внизу на пляже резвились
дети. - Я сейчас пишу сценарий, - сказал Бернардо. - Это
будет мой лучший сценарий! Что-то невероятное! - О чем? - О сексе. Ты знаешь, мне кажется, что секс - это
убийство. Действительно, в «Последнем танго в Париже» секс был
показан как форма убийства мужчиной женщины. Но мужчина и сам убивает себя тем
же. Секс и смерть -вещи взаимосвязанные, взаимозависимые. Я не знаю в литературе описания лица мужчины в момент
физической близости. Знаю описания лица женщины, которая отдается. Почему?
Может быть, потому, что при соитии женщина не видит лица мужчины, глаза у нее
закрыты, а если даже и открыты, она все равно не видит. Женщина любит не
глазами. Она любит телом и более всего - ушами. А мужчина видит. Он любит глазами.
Он смотрит на лицо женщины. Для него секс - это обладание, а в обладании есть
разрушение. Бернардо говорил, что для него секс - это убийство и одновременно
страх смерти. Страх с детства живет в каждом из нас. Еще со времен
алма-атинской эвакуации помню страшную картинку в книге - это был киргизский
эпос «Манас». Изображала картинка волосатое чудовище с клыками и рогами. Я все
время чувствовал, как она меня тянет к себе. Листаю книгу, точно знаю, где
находится страшилище, еще страница - и увижу его. Сердце холодит от предощущения
жути, но все равно что-то подталкивает перевернуть лист, коснуться жгущего
ледяным холодом, бьющего в сердце ужаса. Знаю, что потом не смогу заснуть, но
все 336 равно желание испытать этот непереносимый страх
сильнее меня... Страх... Неприятное чувство. Ты оказываешься перед
лицом чего-то, известного или неизвестного, что сильнее тебя. Ты ощущаешь свою
малость, беззащитность, подвластность этой силе. Что ты рядом с ней? Что ты можешь?
И все же, думаю, это великое чувство - страх. Оно заставляет человека напрягать
все свои силы, фантазию, изворотливость, желание не поддаться, выстоять. Если
не победить эту силу, то обмануть. Найти выход. |