Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Рихтер уже тогда был лысый. В нашем доме его звали
Слава. Однажды он играл на даче у деда, и так вдохновенно, что сломал педаль.
Дед был этим очень расстроен, послал ему письмо: «У вас, молодой человек, нет
чувства меры, а в искусстве самое главное - чувство меры». Рихтер приходил
извиняться. Сколько всего, самого разнообразного, слышал я от
бывавших у нас людей! От Игнатьева, автора популяр- 30 ной в свое время книги мемуаров «Пятьдесят лет в
строю», появившегося у деда сразу же по возвращении из эмиграции, слышал, к
примеру, такую прибаутку. Он служил в русском посольстве во Франции, потом
случилась революция, приехал новый посол, Игнатьев остался на работе у Советов
как военспец. Новый посол, дипломатии не обученный, из комиссаров, по какому-то
поводу составил ноту и велел отправить ее голландскому послу. - Батенька, - сказал ему старый швейцар, также остававшийся
на службе еще с царских времен, - голландский бывает сыр и х..., а посол -
Нидерландов. В другой раз, намного позже, зашла речь о Лермонтове. - Говорят, страшный был зануда, - сказал Алексей
Алексеевич. Мне было уже пятнадцать лет, и я был страшно поражен,
что слышу о Лермонтове как о ком-то лично знакомом говорящему. - Откуда вы знаете? - Я встречал Мартынова в Париже. Мы, тогда молодые,
окружили его, стали дразнить, обвинять: «Вы убили солнце русской поэзии! Вам не
совестно?» — «Господа, -сказал он, - если бы вы знали, что это был за человек!
Он был невыносим. Если бы я промаxнулся тогда на дуэли, я бы убил его потом.
Когда он появлялся в обществе, единственной его целью было испортить всем
настроение. Все танцевали, веселились, а он садился где-то в уголке и начинал
над кем-нибудь смеяться, посылать из своего угла записки с гнусными
эпиграммами. Поднимался скандал, кто-то начинал рыдать, у всех портилось
настроение. Вот тогда Лермонтов чувствовал себя в порядке». Такой был характер, очень язвительный, может быть, и
несчастный - это я уж от себя добавлю. Как близко оказывается от нас 1841 год! Убийца Лермонтова
рассказал об этом Игнатьеву, Игнатьев - мне, я - вам. 31 Дед очень ценил Прокофьева. Забавно, но в доме сдержанно
относились к Шостаковичу. Казалось бы, сейчас обстоит наоборот: Шостакович
возведен на пьедестал, Прокофьева считают конъюнктурщиком. Мне кажется,
Прокофьев мировой музыкальной критикой недооценен. Когда дед писал портрет Прокофьева, тот сочинял
«Мимолетности», подходил к роялю, наигрывал куски. Однажды во время такого
музицирования дед сказал: - Сергей Сергеевич, вот тут бы подольше надо, продлить
бы еще... - Б том-то и хитрость. Как раз потому, что вам хочется
здесь подольше, я и меняю тональность. Моя старшая сестра, от маминого первого брака,
Катенька, тогда была еще совсем маленькая. Однажды, когда дед с Прокофьевым
ушли обедать, она подошла к портрету и стала его пачкать - внизу, где могла
дотянуться. Дед вернулся, увидел пачкотню, махнул рукой и нарисовал там, где
она нагрязнила, сосновые шишки на земле. Этот портрет Прокофьева очень известен,
тем более что живописных его портретов крайне немного. Никто не знает, что у
Петра Петровича был соавтор - Катенька. |