Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
28 И «Сибириада», и «Дворянское гнездо», и «Дядя Ваня»
полны воспоминании детства. Утром просыпаешься — пахнет медом, кофе и сдобными
булками, которые пекла мама. Запах матери. Запах деда - он рано завтракал, пил
кофе, к кофе были сдобные булки, сливочное масло и рокфор, хороший рокфор, еще
тех, сталинских времен. Запах детства. Перед домом был двор, густо заросший пахучей гусиной
травкой, с крохотными цветочками-ромашечками -гуси очень любили ее щипать.
Помню, паника во дворе, весь дом приник к окнам: голодный ястреб налетел на
курицу, она еще кудахчет, он одной лапой держит, другой - рвет на куски. «Сейчас,
сейчас, погодите!» Дядя Миша зарядил шомпольное ружье, навел, спуск!.. И только
пух от ястреба во все стороны. У деда есть картина «Окно поэта»: свеча, столик, окно,
за окном тот самый двор, только заваленный снегом. Не знаю, почему именно такое
название. Но в доме все дышало Пушкиным, дед его обожал, знал всего наизусть. На ночь вместе с дедом мы шли в туалет, один я ходить
боялся: крапива, солнце заходит, сосны шумят. Дед усаживался в деревянной
будке, я ждал его, отмахиваясь от комаров, он читал мне Пушкина: Афедрон
ты жирный свой Подтираешь коленкором; Я же грешную дыру Не балую детской модой
И Хвостова жесткой одой, Хоть и морщуся, да тру. Это я помню с девяти лет. Вся фанерная обшивка туалета была исписана автографами
- какими автографами! Метнер, Прокофьев, Пастернак, Сергей Городецкий,
Охлопков, граф Алексей Алексеевич Игнатьев, Мейерхольд. Свой знаменитый портрет Мейерхольда с трубкой, на фоне
ковра, дед писал, когда у того уже отняли театр. То 29 есть, по сути, вместо портрета Сталина он писал портрет
человека, над которым уже был подвешен топор, которого все чурались, от
которого бегали. Думаю, в этом был политический вызов. Хотя диссидентство деду
никак не было свойственно, человеком он был достаточно мягким, на принципы не
напирал - просто это был в лучшем смысле этого слова русский художник, что само
по себе системе уже ненавистно. Коллекция автографов на фанере сортира росла еще с
конца 20-х. Были и рисунки, очень элегантные, без тени похабщины, этому роду
настенного творчества свойственной. Были надписи на французском. Метнер написал:
«Здесь падают в руины чудеса кухни». Если бы я в те годы понимал, какова
истинная цена этой фанеры, я бы ее из стены вырезал, никому ни за что бы не
отдал! Помню замечательного старика, поэта Городецкого. Это
же друг Блока! А я сидел у него на коленях, он рисовал мне цветными
карандашами. Дед издевался над ним нещадно за эти рисунки. - Диле-тант! Думает, что умеет рисовать! У Городецкого жил молодой Рихтер, высокий, рыжий,
загорелый. С ним часто приходила его сумасшедшая поклонница, боготворившая его,
создававшая ему атмосферу творчества, - Анна Ивановна, дочь художника
Трояновского, у которого дед и купил дом в Буграх. У нее были длинные юбки до
пола, какие носили до революции. Дядя Миша, подмаргивая, говорил, что это затем,
чтобы скрыть хвост, подозревая ее в чертовщине. |