Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
режиссерская энциклопедия. кино европы холланд агнешка эта лента лишь в 1987-м пробилась на отечественные экраны и была воспринята не только как в высшей степени оригинальное произведение искусства, но и как своего рода нравственный ориентир. Вызывающая оппозиционность фильмов X. по отношению к существующему режиму, критика современного состояния общества, правда, дерзко швыряемая в лицо власти, наконец, яркая, доходчивая форма ее многозначных кинематографических конструкций — все это вместе сделало X. в конце 70-х и в 80-х гг. самым почитаемых в стране режиссером и неприкасаемой (несмотря на нескрываемую ненависть и месть властных структур) влиятельной оппозиционной политической фигурой. Только это обстоятельство и давало ей шанс "пробивать" реализацию своих кинематографических проектов. В 90-е гг. в творчестве X. наступает спад, свидетельствующий как о разочаровании в результатах "бархатной революции", так и о неумении найти себя в новых идеологических и политических условиях. Ее комедии "времен приватизации" "Наследство, или Приехалимать-вашу", "Силки, силки, силочки" повторяют стереотипы пошлых второразрядных фильмов об охоте "новых чехов" за богатством и удовольствиями, ничем не напоминая ее более ранних работ. X. была автором или соавтором сценариев большинства своих фильмов, временами снималась в качестве актрисы ("Пекарь императора, император пекаря", 1957, "Конец ясновидца", 1957, и др.). Играла саму себя в документальных лентах "Хитилова против Формана" (Chy-tilova Versus Forman, 1981), "Правда" (Pravda, 1970), "В центре фильма -в тепле дома" (V centra filmu - v teple domova, тв, 1998), "Взлеты и падения" (Vzlety a pady, видео, 2000), "Бархатное похмелье" (Sametova kocovina, 2000), рассказывая о себе и своих взглядах на киноискусство. Г. Компаниченко Фильмография: "Господин К." (Pan К), "Зеленая улица" (Green Street), оба — 1960; "Хроника Академии" (Academy Newsreel), 1961; "Потолок" (Strop), "Мешок Блох" (Pytel blech), оба — 1962; "О чем-то ином" (Onecemjinem), 1963; "Закусочная "Мир", новелла из киносборника "Жемчужинки на дне" (Automat Svet, Perlicky na dne), 1965; "Маргаритки" (Sedmikräsky), 1966; "Мы едим плоды райских деревьев" (Ovoce stromu rajskych jime), 1969; "Ставка — яблоко" (Нга о jablko), 1976; "История панельного дома или Как рождается новый район" (Panel-story aneb jak se rodi sidlistë), 1979; "Стихийное бедствие" / "Занос" (Kalamita), 1981 ; "Время неумолимо" (Casjeneupros-пу.док.), 1982; "Фавн сумеречной порой" (Faunovo velmi pozdnf odpoledne), 1983; "Прага — беспокойное сердце Европы" (Praha — neklidné srdce Evropy, док.), 1984; "Волчье логово" / 'Турбаза "Волчья" (Vlci bouda), 1985; "Шут и королева" (Sasek a krâlovna), 1987; "Копытом туда, копытом сюда" (Kopytemsem, kopytemtam), 1988; 'Т.Г.М. — освободитель" (T.G.M. — osvo-boditel, док.), 1990;. "Мои пражане меня понимают" (Miprazâné mi гогитёд,док.), 1991; "Наследство или Приехалиматьва-шу" (Dëdictvi aneb Kurvahosigutntag), 1992; "Се человек" (Ejhle clovëk, тв), "Хищники и мы" (Selmya my, тв), "Молодые на вершине" (Mladi nahofe; док., тв), все — 1996; "Силки, силки, силочки" (Pasti, pasti, pasticky), 1998; "Взлеты и падения" (Vzlety a pâdy, видео), 2000; "Изгнание из рая" (Vyhnâniz râje), 2001. Библиография: Копанева Г. Интервью с Верой Хитиловой. // Правда кино и "киноправда". М., 1967; Компаниченко Г. Турбаза "Волчья".// Объектив. 1990/2; Janousek J. Vera Chytilova. // Tri a pûl. Praha, 1965; Liehm A.J. Closely Watched Films. NY, 1974;HarnesP. The Czechoslovak New Wave. Berkeley, 1985; Krai P. De L'image au regard: les peintres de l'imaginare et ses cinéastes.//Positif, 7-8, 1990;Zalman Jan: Film-pravda a nova vlna. Vera Chytilova. //Umlceny film.Praha, 1993; Lukes Jan. Kopytem sem, kopytem tam. lnterpelace. Dëdictvi aneb Kurvahosigutntag: // Orgie stridmosti. NFA, Praha, 1993. |