Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

ФОРМАН МИЛОШ

Чешский и американский режиссер, сценарист, продюсер.

Родился 18 февраля 1932 г. в Час-лаве (Чехословакия). После гибели родителей в нацистском концлагере воспитывается сначала у родственников, затем в гимназии-интернате, где знакомится с Ежи Сколимов-ским, Вацлавам Гавелом и будущим коллегой Иваном Пассером. Увлечение театром и кинематографом приводит Милоша Формана на факультет драматургии пражской Киноакадемии (ФАМУ, 1951-1956 гг.), где в то время преподают лучшие отечественные писатели и режиссеры, воспитанные на авангардной чешской культуре 20-30-х гг.: Ми-лош Кратохвил, Милан Кундера, Эльмар Клос и др. Уже в студенческие годы Форман вместе с М. Фри-чем пишет сценарий комедии "Положитесь на меня" (1955). Два года спустя участвует в качестве ассистента режиссера в съемках фильма "Щенки" (реж. Иво Новак) по собственному сценарию, в котором проглядывают очертания "Черного Петра" с его размытым сюжетом, пристальным интересом к молодому поколению, темой отцов и детей. Во время съемок знакомится с восходящей кинозвездой Яной Брейхо-вой, которая вскоре становится его женой. В течение нескольких лет, начиная с 1956 г., сотрудничает с режиссером театра и кино, создателем "Латерны Магики" Альфредом Радоком, сначала как ассистент режиссера и актер его фильма "Дедушка-автомобиль" (1956), затем как создатель и режиссер заслуживших мировое признание программ "Латерны Магики".

В г. Ф. приходит на киностудию "Баррандов", работает вторым режиссером ("Там, за лесом", реж. П. Блюменфельд), а уже на следую -щий год становится ключевой фигурой чехословацкой культуры 60-х гг., сняв один за другим три фильма -среднеметражные 16-мм "Конкурс" и "Не будь этой музыки", запущенные в прокат под общим названием "Конкурс", и полнометражный

164*

режиссерская энциклопедия, кино европы

форман милош

"Черный Петр" ("Петр и Паула" в американском прокате, пр. чехословацкой критики за 1963 г.; Главный пр. в художественном конкурсе к 20-летию освобождения Чехословакии, 1965; Гран-при и "Золотой парус" , первая премия молодой критики, на МКФ в Локарно, 1964; премия Федерации итальянских киноклубов; пр. журнала "Синема 60" на МКФ в Венеции; пр. молодой кинокритики в Оберхаузене в 1965 г. и др.), которые обозначили отчетливый тематический и стилистический разрыв с предыдущим поколением кинематографистов и вместе с ранними фильмами Хитиловой сыграли главную роль в становлении "новой чехословацкой волны".

Все началось с небольшого пражского авангардного театра "Семафор", где Ф. появился с оператором Ондржичеком и 16-мм камерой и, якобы проводя отбор юных певческих дарований, записал на пленку сымпровизированный по его просьбе конкурс непрофессиональных певиц, стремящихся попасть на театральную сцену. Сняв после этого небольшой игровой эпизод, режиссер вмонтировал его в имеющийся материал и получил вполне законченный фильм "Конкурс", примечательный для Ф. еще и в личном плане: на съемках Ф. знакомится с актрисой Верой Кршесадловой, которая становится его второй женой и матерью двух его близнецов Петра и Матея. Почти одновременно с "Конкурсом" Ф: снимает небольшую игровую ленту о двух провинциальных духовых оркестрах "Не будь этой музыки", где впервые появляются непрофессионал Ян Востр-чил и студент актерского факультета театральной академии Владимир Пухольт, которые станут постоянными членами актерского ансамбля чешских фильмов режиссера. Объединив обе ленты под одним названием "Конкурс", Ф. создал картину о двух лицах современной популярной музыки.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz