Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

* 144*

режиссерская энциклопедия. кино европы

скола этторе

нул идилличность картины теплым тонированием, связал чисто чешские кинематографические традиции с современными выразительными средствами западного кинематографа, доверившись опыту постмодернизма и обратившись к визуальной и исторической памяти общества. Наконец, пригласил в качестве актеров культовые фигуры современной чешской культуры, каждая из которых несет с собой шлейф соответствующих ассоциаций: вернувшихся из длительной эмиграции актеров Яна Тршиску и Карлу Хади-мову, режиссеров Карела Кахиню, снявшего некогда фильм "Да здравствует республика!", где мир взрослых послевоенного времени так же увиден глазами ребенка, и Иржи Менцеля, осмелившегося когда-то в своей комедии "Преступление в женской школе" нарушить табу и соединить секс и учителей.

Сюрпризы, тайны, неожиданные повороты сюжета, равно как и легкий юмор, понимание человеческой грешной натуры, свойственны и следующему фильму Сверака "Поездка" ("Хрустальный глобус" на МКФ в Карловых Варах, 1995; Спец. пр. фестиваля ЕШ10Р1ЬМ'96 в Сен Этьене, Франция, пр. города Сен Этьен). Мечта двух друзей провести веселые каникулы, отправившись в путешествие на видавшем виды кабриолете, рассеивается, когда они встречают девушку, убегающую от ревнивого поклонника. Их невинная игра в бесшабашную свободу и легкомысленные приключения превращается в нечто иное, слегка напоминая американские культовые фильмы "Беспечный ездок" и "Парни побоку". "Американский след" ощущается и в фантастической комедии "Аккумулятор 1"(Гран-при МФ фантастических и приключенческих фильмов Юбари Фанта, остров Хоккайдо, Япония, и др.), название которой иронично отсылает к голливудским кинозрелищам типа "Терминатора".

Как и "Начальная школа", "Аккумулятор" — семейное произведение отца и сына Свераков. Главный герой землемер Ольда, которого играет сын Милоша Формана Петр Форман, страдает роковой потерей энергии. Причина в его двойнике-тени, который обитает в мире, простирающемся по ту сторону экрана телевизора. Только любовь помогает молодому герою избавиться от сетей телевизионного демона и стать на собственные ноги...

Сюжет об энергии, воле и нежности тесно связан с американскими повествовательными моделями ин-

теллигентного развлечения для всей семьи. С. ктомуже использует свой опыт "школы" телевизионной рекламы, энергично работает и с целым арсеналом спецэффектов.

В 1996 г. режиссер снимает свой четвертый, награжденный "Оскаром" фильм "Коля" по сценарию и с актерским участием Зденека Све-рака. Трагикомедия об обыденных заботах необычного холостяка, который неожиданно становится "отцом" пятилетнего русского мальчика (его играет русский мальчик Андрей Халимон), разыгрывается в последний год коммунистического правления, завершаясь легендарным звоном ключей на Вацлавской площади, и уже потому закономерно затрагивает проблемы диссидентства и внутренней эмиграции, потерянного поколения и отношения к русским в связи с давнишней и совсем недавней историей. Картина имела громадный успех у критики и зрителей. Помимо самой престижной награды — "Оскара — она получила десятки других национальных и международных призов (Чешский лев за режиссуру, Чешский лев за лучший фильм года; Гран-при и пр. за лучший сценарий на МКФ в Токио, 1996; Почетный диплом на МКФ в Венеции, 1996; пр. Британской киноакадемии, 1997; пр. Ассоциации аргентинских кинокритиков и др.), принеся своему создателю мировую известность.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz