Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
В том же году для цикла "Ген" режиссер снимает короткометражный документальный фильм "Богу-мил Грабал глазами Иржи Менце-ля". Встречи двух художников во время съемок в пражском ресторане "У Гынков" и на даче писателя стали логическим продолжением их многолетнего творческого сотрудничества и, к сожалению, последними, поскольку вскоре после съемок Бо-гумил Грабал умер. В последнее время И. Менцель работает преимущественно в театре. С кинематографом его связывает только актерская деятельность. На его счету более 40 ролей в кино, включая такие известные фильмы, как "Сжигатель трупов", "Возвращение блудного сына", " Поезда под особым наблюдением"... В 90-х гг. он, как и раньше, снимается в характерных ролях у отечественных и зарубежных режиссеров ("Начальная школа"/ОЬеспа skola, 1991, "Все, что люблю''/Vsetko со mam rad, 1992, "Месть за мной''/Maje pomsta, 1995, и др). В документальном фильме "Бархатное похмелье" (Sametova kocovina) M. сыграл самого себя. С 1987 г. Иржи Менцель - член Киноакадемии в Лос-Анджелесе. В 1990 г. ему был присужден приз Аки-ры Куросавы за творчество в целом. В 1991 г. правительство Франции наградило его Орденом искусства и литературы. Менцель является также одним из членов-основателей (1988) Европейского кинематографического общества (European Cinema Society), ежегодно присуждаю- * 118* режиссерская энциклопедия. кино европы месарош марта щего кинематографическую премию Европы "Феликс". С 1990 г. заведует кафедрой режиссуры пражской Киноакадемии (ФАМУ). Г. Компаниченко Фильмография: "Дома из панелей" (Domy zpanelü), 1959; "Умер наш пан Фёрстер" (Umfel nam pan Foerster), 1962; "Смерть пана Бальтазара", новелла в киносборнике "Жемчужинки на дне" (Smrt pana Baltazara, Perlicky nadnê), "Преступление в женской школе", новелла в одноименном киносборнике (Zlocin v divci skole), оба — 1965; "Поезда под особым наблюдением" (Ostre sledované vlaky), 1966; "Капризное лето" (Rozmarné léto), 1967; "Преступление в кафешантане" (Zlocin v santanu), 1968; "Жаворонки на нитке" (Skïivànci na niti), 1969; "Кто ищет золотое дно" (Kdo hledâ zlaté dno), 1974; "На хуторе у леса" (Na samotë u lésa), 1976; "Великолепные мужчины с кинокамерой" (Bâjecnimuzisklikou), 1978; "Воспоминания" (Postriziny), 1980; "Праздник подснежников" (Slavnostisnëzenek), 1983; "Деревенькамоя, райцентровая" (Vesnic-ko mâ stfediskovà), "Шоколадные ищейки" (Die SchokoladenschnufïïerCDPr), оба — 1985; "Конец старых времен" (Копес starych casû), 1989; "Аудиенция" (Audience, по Гавелу, телевизионная запись спектакля И. Мен целя в пражском театре "Чиногерни клуб), 1990; "Трехгрошовая опера" (Zebrackâ opera, по пьесе Вацлава Гавела), 1991; "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" (Zivot a neobycejnâ dobrodruzstvî vojâka Ivana Conkina, по одноименному роману В. Войновича), "Богумил Грабал глазами Иржи Менцеля" (Bohumil Hrabal pohle-dem Jifiho Menzla, док.), оба — 1994. Библиография: Компаниченко Г. "Тихий" Иржи Менцель. // Кино. Рига, 1981/4; Компаниченко Г. Владислав Ванчура: пути экранизации. // Экран стран социализма. Взаимоотношения кино и литературы. ВНИИК, М., 1987; Компаниченко Г. Иржи Менцель.// Объектив. Москва, 1989/4; Компаниченко Г. Поезда под особым наблюдением. Жаворонки на нитке. // Объектив. Москва, 1990/4; Posovä Katefina. Jifi Menzel. CSFU, Praha, 1992; Bartoskovä Sarka, Bartosek Lubos. Filmové profily. CSFU, Praha, 1986; Zalman Jan. Umlceny film. NFA, Praha, 1993. |