Неофициальный сайт Екатерины Масловской |
|
|
Что касается изобразительного решения фильма, то Л. продолжал следовать принципам экспрессионистской эстетики. Разноообразный вещный мир служит проекцией на экран внутренних переживаний героя — патологического преступника с инфантильным личиком. Их раскрытию подчинена и прихотливая игра света и тени, позволяющая разглядеть за добродушной внешностью патологические черты маньяка. "М" был оценен по достоинству и публикой, и критикой, став символом немецкого периода творчества великого режиссера. Вдохновленный успехом, Ланг решил сделать продолжение сериала о докторе Ма-бузе — "Завещание доктора Мабу-зе". Демонический сверхчеловек оказывается в клинике для душевнобольных. Лишенный возможности действовать, он исписывает десятки страниц разработками различных криминальных операций и передает их главному врачу клиники доктору Бауму. Днем тот врачует пациентов, а ночью воплощает злодейские планы в реальность. Когда же Мабузе умирает, Баум идентифицирует себя с ним. Полиции удается разгадать эту запутанную историю. "Завещание" было поставлено в 1933 г., и его первым зрителем ока- зался Геббельс. Ему фильм не понравился, и Л. почел за лучшее покинуть Германию, тем более что к этому времени многие немецкие художники уже уехали из страны. Сделав остановку во Франции и сняв там фильм "Лилиом" (1933), Л. отправился за океан. Его американская карьера началась фильмом "Ярость" (1936), в котором Спенсер Трэси сыграл молодого автомеханика, заподозренного в похищении детей и подвергнутого суду Линча. Приехав в Америку, Л. не только должен был выучить чужой язык, но и научиться работать в системе ценностей, отличавшейся от той, что существовала в немецком кино. Л. благополучно вписался в американский контекст, поставив в Голливуде более 20 фильмов (об американском периоде его творчества см. "Режиссерская энциклопедия. Кино США"). Однако славу великого режиссера принесли ему те несколько картин, которые он снял в Германии в 20-е гг. В конце 50-х гг. Л. вернулся на родину и поставил два фильма, сценарии которых были написаны еще в 30-е гг.: "Индийская гробница" ("Эшнапурскийтигр", 1959) и "Тысяча глаз доктора Мабузе" (1961). Возвращение старого мастера не было оценено по достоинству, и он вернулся в Америку. Его короткие наезды в Европу были в основном связаны с проведением ретроспектив, причем во Франции его ценили куда больше, чем на родине. В 1963 г. Ж-Л. Годар уговорил Л. сыграть самого себя в его фильме "Отвращение". Последние годы жизни Ланг тяжело болел. Он скончался на 86-м году жизни в Беверли-Хмллз. Г. Краснова Фильмография: Германия: "Полукровка" (Halbblut), "По-велительлюбви" (DerHerrderLiebe), "Пауки" (Die Spinnen), "Харакири" (HaraKiri), все — 1919; "Блуждающий образ" (Das Wandernde Bild), "Четверо вокруг женщины" (Vierumdie Frau), оба — 1920; "Усталая смерть" (Der Muede Tod), 1921; "Доктор Мабузе, игрок, часть 1 и 2" (Дг. Mabuse der Spieler, part 1 und 2), 1922; "Нибелунги" (Die Nibelungen), 1924; "Метрополис" (Metropolis), 1927; "Шпионы" (Spione), 1928; "Женщина на луне" (Frau im Mond), 1929; "M" (M), 1931; "Завещание доктора Мабузе" (Das Testament des Dr.Mabuse), "Лилиом" (Liliom), оба — 1933; "Индийская гробница" (Das Indische Grabmal), 1959; "Тысяча глаз доктора Мабузе" (Die Tausend Augen des Dr. Mabuse), 1961. |