Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

Его следующая картина "Ведьмы", поставленная в Швеции, положила начало целой серии картин в мировом кино на тему колдовства. Сценарий был написан самим режиссером, он же исполнил роль дьявола. Фильм построен как научный трактат, составленный на основе культурно-исторических изысканий и рукописей средневековья. Титры, воспроизводящие старинную книгу, перемежаются с иллюстрациями и игровыми кусками, в которых натурализм сочетается с неудержимой фантазией. На экране предстают варварские нравы средневековья, массовая истерия, породившая "охоту на ведьм", суды над ними в подземельях монастырей, пылающие костры, а также неистовые шабаши под предводительством дьявола. Под конец режиссер проводит параллель с современными "ведьмами". Показывая непредсказуемые припадки женщин с неуравновешенной психикой и навязчивыми идеями, он пытается дать психоаналитическую трактовку их поведения. (Надо сказать, что эта аналогия вызвала протест в европейских медицинских кругах.) Несмотря на смешение стилей и жанров, лента отличалась большим драматическим и психологическим напряжением. В "Ведьмах" К. продолжил свои поиски в области киноязыка, начатые в его первых картинах. Декоративная красота кадра, неожиданные монтажные стыки, многофигурные композиции, изобретательное освещение выдвинули этот фильм в число самых оригинальных работ, опередивших свое время.

К. явился основоположником теории, гораздо позже получившей название "авторской". "Кинорежиссеры во всем мире все еще видят свою главную задачу в пересказе старых романов, — утверждал он. — Этому надо положить конец. Режиссеру самому следует писать свои сценарии. Кинорежиссер должен, как и всякий другой художник, показывать нам в своей работе свою собственную личность".

В г. К. уехал в Германию, где поставил три фильма, а также исполнил главную роль в "Михаэле" (1924) К. Дрейера. С 1926 г. работал в Голливуде, где снял несколько фантастических фильмов и фильмов ужасов.

Вернувшись в Данию в 1939 г., поставил камерные драмы на тему конфликта поколений: "Дети разведенных", "Ребенок", "Пойдем со мной домой". Реалистическое изображение среды и характеров, теплое, сочувственное отношение к персонажам сочеталось с отказом от традиционной идеализации семейной жизни, попыткой вскрыть ее противоречия, показать оборотную сторону медали.

Неудача полицейского фильма "Дама в светлых перчатках", снятого в стиле немого кино, отбила у классика охоту к кинорежиссуре, и в возрасте 63 лет он оставил кино.

О. Рязанова

Фильмография: "Таинственный X" (Det hemmelighedsfulde X), 1913; "Ночь мщения" (Hajvnens nat), 1915; "Ведьмы" (Haxan, Швеция), 1921; "Среди евреев" (Unter Juden, Германия), 1923; "Его жена, неизвестная" (Seine frau, die Unbekannte, Германия), 1924; "Женщина с плохим голосом" (Die frau mit dem scheecfiten Ref, Германия), 1925; "Дьявольский цирк" (The Devils Circus, США), 1926; "Издевательство" (Mockery, США), 1927; "Дом с привидениями" (The Haunted House, США), "Дом ужасов" (The House of Horror, США), оба — 1928; "Гнездо ястреба" (The Hawk's Nest, США), "Семь следов к Сатане" (Seven Footprints to Satan, США), оба — 1929; "Дети разведенных" (Skils-missens born), 1939; "Ребенок" (Barnet), 1940; "Пойдем со мнойдомой" (Gaamed mighjem), 1941; "Дама в светлых перчатках" (Damen med de lyse handsker), 1942. Библиография: Cowie P. Scandinavian Cinema. L., 1992.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz