Неофициальный сайт Екатерины Масловской



















Предыдущая Следующая

В 1946 г. поступил в будапештскую Высшую школу театра и кино. Спустя четыре года, получив диплом режиссера, был направлен на работу в сценарно-редакционный отдел киностудии "Гуния", где вскоре стал главным редактором. Одновременно вел педагогическую деятельность.

Ковач дебютировал в режиссуре в 1960 г. фильмом "Ливень", мелодраматической историей, поставленной в традиционном повествовательно-психологическом стиле, герои которой — жители современного села. Затем он поставил еще два фильма ("Пештские крыши" 1961, "Осенняя божья звезда", 1962), профессионально зрелых, драматургически добротных, но не выделявшихся в репертуаре тех лет. В дальнейшем творчество этого режиссера характеризует иное — социально-проблемное, аналитическое — кино. Начало ему положил вызвавший в Венгрии широкий общественный резонанс документальный фильм-интервью "Трудные люди" (1964), сделанный в манере "синема-верите", героями которого стали инженеры-изобретатели, упорные и принципиальные люди, не идущие на сделки с совестью, предпочитающие называть вещи своими именами и готовые идти по этому пути до конца. Название фильма вошло в обиход венгерской публицистики как устойчивое понятие, характеризующее определенный тип людей. А сам этот фильм-репортаж, фильм-социологическое исследование не только венгерскому документальному кино задал определенную перспективу, но и для многих игровых фильмов послужил мерилом остроты и камертоном стиля. По крайней мере, сам Ковач свою игровую картину "Стены" (1968) с ее изобразительно аскетичным, ре-портажно-протокольным стилем, — картину, представляющую собой инсценированную дискуссию, которая начинается с производственного конфликта и поднимается до социально-политических обобщений, — создавал в 1967 г., несомненно, с оглядкой на "Трудных людей". К исследованию этого человеческого типа (или его антиподов) Ковач часто возвращался в своем творчестве — как в игровых фильмах, так и в документальных ("Эстафета", 1979; "Лабиринт", 1976 и др.). По-

гружая своих героев в разную среду и обстоятельства, Ковач размышлял о моральном компромиссе и его ' границах, об эрозии личности, не ; устоявшей на рискованной грани, ' об ответственности человека за свои поступки или за бездействие, об активном поведении, в том числе поведении художника. "Активный фильм" — понятие, введенное Ан-драшем Ковачем в середине 60-х гг.

Сильные стороны лучших фильмов Андраша Ковача: накал мысли, умная убедительность, визуальная сжатость и сила. Событием венгерского кино и общественной жизни явились его "Холодные дни" (1966; Гран-При МКФ в Карловых Варах и пр. ФИПРЕССИ, 1967), реконструировавшие трагические события 1942 г. и поднимавшие вопросы индивидуальной ответственности и национальной исторической вины. Произведением "бескомпромиссного национального самоанализа" назвала венгерская и мировая критика эту жесткую, без иллюзий, картину об исторических и психологических корнях венгерского фашизма.


Предыдущая Следующая

Сайт создан в системе uCoz